По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.01

Особенности учета объектов операционной и неоперационной (финансовой) аренды в государственном секторе экономики

Каширская Людмила Васильевна д-р экон. наук, заведующая кафедрой «Национальная безопасность», ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет». E-mail: kashirskaya76@mail.ru, 89086167309
Ситнов Алексей Александрович д-р экон. наук, профессор департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ». E-mail: ASitnov@fa.ru

В статье раскрыты и систематизированы возможности обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений при отражении в учете активов и обязательств, фактов хозяйственной жизни, иных объектов бухгалтерского учета, возникающих при получении (предоставлении) во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования. В статье систематизированы характеристики объектов операционной и неоперационной аренды, а также раскрыты пути развития методологии учета указанных объектов. В результате проведенного исследования авторы обозначили свою точку зрения на указанную проблему, стоящую перед бухгалтерским учетом в государственном секторе экономики.

Литература:

1. Приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12181735/#ixzz5QaQyhfTU (дата обращения: 09.09.2018).

2. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Аренда”» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://minjust.consultant.ru/ documents/35223 (дата обращения: 09.09.2018).

3. Инструкция № 162н по бюджетному учету [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_285433/90d111da377a20 143f9cecc98f4d2e404af6123e/ (дата обращения: 09.09.2018).

4. Демина И.Д., Качкова О.Е., Кришталева Т.И., Кеворкова Ж.А., Домбровская Е.Н. Преобразование государственных унитарных предприятий в государственные (бюджетные) учреждения: научное обоснование и методика бухгалтерского учета. — М., 2017.

5. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С. Новая программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного сектора // Бухучет в здравоохранении. — 2018. — № 4. — С. 4–9.

6. Каширская Л.В., Ситнов А.А. Особенности использования современных информационных технологий при производстве бухгалтерской экспертизы бюджетных учреждений // Аудитор. — 2018. — Т. 4. — № 4. — С. 10–19.

Объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества, органом, уполномоченным на управление таким имуществом, кроме объектов бухгалтерского учета, возникающих при закреплении государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за субъектами учета с целью выполнения ими возложенных на них полномочий (функций), классифицируются в качестве объектов учета аренды.

В соответствии с требованиями ФСБУ «Аренда» объекты аренды подразделяются на объекты операционной и неоперационной (финансовой) аренды [2]. Сравнительный анализ видов аренды представлен в таблице 1.

В связи с возникновением кредиторской задолженности при учете объектов операционной и неоперационной (финансовой) аренды принимаются бюджетные обязательства у арендатора и доходы будущих периодов у арендодателя. Их отражение осуществляется соответственно на счетах раздела 5 «Санкционирование расходов» и 4 «Финансовый результат» Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174 н [1].

Объекты учета раздела «Санкционирование расходов» учитываются на счетах бухгалтерского учета в разрезе финансовых периодов, в отношении которых осуществляется принятие бюджетных обязательств у арендатора:

050010000 «Санкционирование по текущему финансовому году»;

050020000 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередному финансовому году)»;

050030000 «Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первому году, следующему за очередным)»;

050040000 «Санкционирование по второму году, следующему за очередным»;

050090000 «Санкционирование на иные очередные годы (за пределами планового периода)».

В целях отражения в учете доходов будущих периодов у арендодателя предусмотрен счет 040100000 «Финансовый результат экономического субъекта», включающий совокупность группировочных счетов:

счет 040110000 «Доходы текущего финансового года»;

Для Цитирования:
Каширская Людмила Васильевна, Ситнов Алексей Александрович, Особенности учета объектов операционной и неоперационной (финансовой) аренды в государственном секторе экономики. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2018;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: