По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332(075.8) DOI:10.33920/med-17-2107-04

Особенности учета имущественных налогов учреждениями

Лариса Николаевна Герасимова д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры «Экономика промышленности», Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: 22969@mail.ru, ORCID: 0000-0003-1144-6019, SPIN-код: 9300-2350

В статье проанализированы основные правила налогообложения по земельному налогу и налогу на имущество. Рассмотрено, как отчитаться по имущественным налогам. Проанализированы случаи уплаты учреждениями налога на землю, налоговые базы с учетом кадастровой стоимости и без нее. Рассмотрены варианты, когда земельный участок занимает территорию нескольких муниципальных образований, случаи, когда установлены и не установлены отчетные периоды местным законодательством. Показан расчет земельного налога и авансовых платежей по нему, а также отражение их в учете. Рассмотрены правила определения состава имущества, которое считается объектом налогообложения, приведены расчет налога на имущество и правила отражения его в учете. Приведены формулы и примеры расчета средней стоимости облагаемого имущества, остаточной стоимости, авансовых платежей по налогу на имущество за отчетный год с учетом и без учета льгот и расчет налога на имущество по итогам года.

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru.

2. Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к главе 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru.

3. Новикова С.Н. Как заявить о льготах по транспортному и земельному налогам? // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2020. — № 12.

4. Герасимова Л.Н. Необходимость отражения в бухгалтерском учете информации нефинансового характера // Учет. Анализ. Аудит. — 2015. — № 1. — С. 77–81.

5. Приказ ФНС России от 24.06.2016 № ММВ-7-14/374@ (ред. от 14.01.2020) «Об утверждении Порядка взаимодействия территориальных органов ФНС России и ФКУ “Налог-Сервис” ФНС России при реализации с использованием АИС “Налог-3” функций централизованной обработки документов, представляемых в территориальные органы ФНС России при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru.

6. Gerasimova L.N. Migliorare I sistemi contabili degli strumenti finanziari derivati // Italian Science Review. — 2014. — № 2. — С. 80–82.

7. Бабина К.И., Попов В.В. Ответственность государственных учреждений науки за нарушение законодательства о налогах и сборах // Налоги. — 2016. — № 5.

8. Герасимова Л.Н. Внутренний контроль дебиторской задолженности в организациях // Актуальные вопросы современной экономики. — 2014. — № 2. — С. 88–97.

9. Сизонова О.А. Рекомендации Федерального казначейства по проведению проверок // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2020. — № 3. — С. 11–13.

10. Герасимова Л.Н., Середюк Е.А. Учет хеджирования производственной деятельности // Аудит и финансовый анализ. — 2012. — № 4. — С. 51–56.

11. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть вторая. — Т. 1 / Под общ. ред. Л.В. Чистяковой. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019.

12. Приказ ФНС России от 12.04.2006 № САЭ-3-13/224@ (ред. от 22.10.2012) «Об утверждении форматов файлов информации, представляемой в налоговые органы от органов, учреждений и организаций, перечисленных в пунктах 1, 2, 3, 8 статьи 85 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте России 12.05.2006 № 7807).

13. Герасимова Л.Н. Современные тенденции формирования консолидированной отчетности группы компаний // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — М., 2014. — № 13 (199). — С. 11–12.

14. Орлова О.Е. «Антикризисная» отсрочка по налогам: как ее получить бюджетным учреждениям? // Руководитель бюджетной организации. — 2020. — № 7.

15. Бычкова С.М., Бадмаева Д.Г. Бухгалтерский и налоговый учет основных средств организации // Учет. Анализ. Аудит. — 2015. — № 2. — С. 81–94.

1. The Tax Code of the Russian Federation (part one) of 31.07.1998 N 146-FZ (ed. of 17.02.2021) // Information and legal system ConsultantPlus-Access mode: http://www. consultant.ru.

2. Lermontov Yu.M. Article-by-article commentary to Chapter 25 of the Tax Code of the Russian Federation “Corporate Profit tax” // Information and legal system ConsultantPlus-Access mode: http://www.consultant.ru.

3. Novikova S.N. How to claim benefits for transport and land taxes? // Cultural and art institutions: accounting and taxation. — 2020. — N 12.

4. Gerasimova L.N. The need to reflect non-financial information in accounting. — Accounting. Analysis. Audit. 2015. — No. 1. — pp. 77–81.

5. Order of the Federal Tax Service of Russia of 24.06.2016 N MMV-7-14/374@ (ed. of 14.01.2020) “On approval of the Procedure for interaction of territorial bodies of the Federal Tax Service of Russia and FKU “Tax-Service” of the Federal Tax Service of Russia in the implementation of the functions of centralized processing of documents submitted to the territorial bodies of the Federal Tax Service of Russia during the state registration of legal entities and individual entrepreneurs” // Information and legal system Consultant-Plus-Access mode: http://www.consultant.ru.

6. Gerasimova L.N. Migliorare I sistemi contabili degli strumenti finanziari derivati // Italian Science Review. — 2014. — No. 2. — pp. 80–82.

7. Babina K.I., Popov V.V. Responsibility of state institutions of science for violation of legislation on taxes and fees // Taxes. — 2016. — N 5.

8. Gerasimova L.N. Internal control of receivables in organizations // Actual issues of modern economy. — 2014. — No. 2. — pp. 88–97.

9. Sizonova O.A. Recommendations of the Federal Treasury for conducting inspections // Institutions of physical culture and sports: accounting and taxation. — 2020. — N 3. — P. 11–13.

10. Gerasimova L.N., Seredyuk E.A. Accounting for hedging of production activities // Audit and financial analysis. — 2012. — No. 4. — pp. 51–56.

11. Article-by-article commentary to the Code of Administrative Offences of the Russian Federation. Part two. — Vol. 1 / under the general editorship of L.V. Chistyakova. — Moscow: GrossMedia, ROSBUKH, 2019.

12. Order of the Federal Tax Service of Russia of 12.04.2006 N SAE-3-13/224@ (ed. of 22.10.2012) “On Approval of File Formats for Information submitted to the Tax Authorities from Bodies, institutions and Organizations listed in paragraphs 1, 2, 3, 8 of Article 85 of Part One of the Tax Code of the Russian Federation” (Registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on 12.05.2006 N 7807).

13. Gerasimova L.N. Modern trends in the formation of consolidated financial statements of the group of companies // Financial Analytics: problems and solutions. — M., 2014. — № 13 (199). — Pp. 11–12.

14. Orlova O.E. “Anti-crisis” tax deferral: how can budget institutions get it? // Head of the budget organization. — 2020. — N 7.

15. Bychkova S.M., Badmaeva D.G. Accounting and tax accounting of fixed assets of the organization. Analysis. Audit. — 2015. — N 2. — P. 81–94.

Земельный налог платят все организации, обладающие земельным участком на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения [1]. Налог не платится, если земельные участки находятся на праве аренды или безвозмездного срочного пользования (ст. 388, 389 НК РФ).

Последовательность расчета земельного налога представлена на рис. 1.

Земли, ограниченные в обороте, исключают из объектов налогообложения в связи с категорией этих земель или имеющимися на них объектами. Чтобы не платить налог, нужно подтвердить категорию земель или наличие объектов информацией из соответствующего госреестра (рис. 2).

Существует ряд учреждений, освобождаемых от уплаты земельного налога (например, учреждения народных художественных промыслов, учреждения, у которых есть участки, занятые автомобильными дорогами общего пользования). Полный перечень плательщиков, пользующихся льготами, указан в ст. 395 НК РФ.

Налоговой базой земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка, установленная на 1 января года, являющегося налоговым периодом, величину которой учреждение определяет самостоятельно (п. 3 ст. 391 НК РФ).

Кадастровая стоимость используется на дату постановки участка на кадастровый учет, если земельный участок был образован в течение года (п. 3 ст. 391 НК РФ).

Сведения о кадастровой стоимости участка представлены на официальном сайте Росреестра либо их можно получить по запросу в его территориальное отделение [2–4]. Запрос можно сделать в письменном виде — лично или по почте, а также электронным способом — заполнив форму на сайте Росреестра. Росреестр предоставит сведения бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения запроса.

Если кадастровая стоимость земельного участка не определена или сведения о ней отсутствуют в ЕГРН, учреждение не обязано платить налог. В этом случае подают в инспекцию декларации по земельному налогу с налоговой базой, равной нулю. Это делают до тех пор, пока в ЕГРН не внесут кадастровую стоимость участка (письма ФНС России от 25.07.2019 № БС-421/14735, от 17.10.2018 № БС-4-21/20285).

Для Цитирования:
Лариса Николаевна Герасимова, Особенности учета имущественных налогов учреждениями. Бухучет в здравоохранении. 2021;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: