Одной из самых важных задач, стоящих перед руководством любой страны, является проблема обеспечения населения продовольствием.
В РФ добыча водных биоресурсов, таких как разные виды морских рыб, креветки, крабы, моллюски, а также водорослей и других морепродуктов превышает более 11 млн т в год. На морской промысел, осуществляемый специальными судами (сейнеры, траулеры, ярусоловы), приходится около 2/3 улова всей добываемой рыбы. Основная задача рыбной отрасли — обеспечение продовольственной безопасности страны. Морскому промышленному рыболовству принадлежит ведущая роль в обеспечении населения страны рыбой и морепродуктами в объемах и ассортименте, достаточных для формирования правильного и сбалансированного рациона питания [9].
В 2021 году уровень потребления рыбы и рыбопродуктов, по данным Росстата по обследованию домашних хозяйств Российской Федерации, остался на прежних позициях и в среднем на потребителя в год составил 21,7 кг. По оценке Минсельхоза России, в 2022 году потребление составило 22,6 кг [5].
Высокими темпами растет спрос на рыбную продукцию. Это приводит к росту конкуренции не только на этапе потребления уже готовой продукции, но и на этапе первичной переработки и даже на этапе добычи. Выход к морю, наличие прибрежной экономической зоны и, как следствие, обладание морскими биологическими ресурсами Мирового океана становятся важным компонентом продовольственной безопасности государства. Восстановление запасов водных биологических ресурсов в России и мире развивается медленными темпами.
Количество рыбы в разных океанических бассейнах неодинаково. Так, Тихий океан и его моря дают основной улов рыбы. В 2022 году доля Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна в общероссийском вылове составила 72%, или 3,5 млн т, что на 55 тыс. т, или на 2%, меньше, чем в 2021 году (3,7 млн т). Для сокращения времени переработки, исключения из технологического процесса промежуточной заморозки морепродуктов используются плавучие рыбозаводы, на которые добывающие суда выгружают свой улов, и рыба перерабатывается прямо в море, без доставки ее на береговые перерабатывающие предприятия.