Алкогольная зависимость (АЗ) и последствия перенесенной черепно-мозговой травмы (ЧМТ) являются коморбидными состояниями, взаимно отягощающими течение друг друга. Исследователи отмечают феномен чередования, представленный периодическим доминированием клинической картины одного из этих заболеваний. Злоупотребление алкоголем после перенесенной ЧМТ оказывает значительное влияние на прогноз и успешность реабилитационных программ, вероятность возникновения повторных ЧМТ в состоянии опьянения [1–3]. Возникновение ЧМТ приводит к временной нетрудоспособности пациента, что сказывается на его социальной жизни, нарушает адаптацию и может являться причиной актуализации патологического влечения к алкоголю, что, в свою очередь, приводит к рецидиву АЗ. Для лиц, страдающих АЗ с ЧМТ в анамнезе, типичен более высокий темп прогредиентности заболевания, что приводит к развитию энцефалопатической стадии АЗ в течение 3 лет от начала заболевания, тогда как у пациентов, которые не получали ЧМТ, энцефалопатическая стадия формируется в среднем через 10 лет злоупотребления алкоголем. Алкогольный абстинентный синдром у лиц с ЧМТ в анамнезе формируется высокими темпами и возникает через 4–5 лет после начала заболевания, а в отдельных случаях — через 2–3 года. К классической картине алкогольного абстинентного синдрома присоединяется ярко выраженная неврологическая симптоматика, быстро развивается и прогредиентно течет психоорганический синдром. После купирования алкогольного абстинентного синдрома часто отмечается нарастание аффективных расстройств. Часто возникают измененные формы простого алкогольного опьянения, которые также связаны с личностным преморбидом пациента.
По данным литературы, у пациентов с сочетанной патологией в большинстве случаев встречается постоянная форма употребления алкоголя. Ремиссии у данной группы пациентов нестойкие, средней продолжительностью не более 6 месяцев [4, 5].
Черепно-мозговая травма возникает в результате механического повреждения черепа и внутричерепных структур, проявляется очаговой и общемозговой симптоматикой, обусловленной первичными структурно-функциональными изменениями, а в дальнейшем — вторичными, опосредованными патофизиологическими и патоморфологическими процессами. ЧМТ ежегодно получают миллионы людей по всему миру [4, 5]. Исследования показывают, что у лиц, перенесших черепно-мозговую травму, значительно возрастает риск развития алкогольной зависимости, с преобладанием лиц мужского пола в структуре пациентов [6–9]. Значимость нервно-психических нарушений в отдаленном периоде черепно-мозговых травм определяется, прежде всего, высокой частотой как самих ЧМТ, фиксируемых от 1 до 4 на 1000 населения в год [10, 11], так и их последствий, выявляемых в 70–90 % случаев [12, 13].