По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.089

Особенности суицидального поведения у студентов медицинского вуза

Хритинин Д.Ф. доктор медицинских наук, профессор, член-корр. РАН, профессор кафедры психиатрии и наркологии, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва
Есин Александр Вячеславович аспирант кафедры психиатрии и наркологии, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва
Сумарокова Мария Александровна кандидат медицинских наук, ассистент кафедры психиатрии и наркологии, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва, e-mail: sumarokova@gmail.com
Рашидов Н. Р. ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва
Щукина Е. П. ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва

Своевременное выявление суицидального поведения необходимо для проведения эффективных противосуицидальных мероприятий. В работе описаны основные анти- и просуицидальные факторы, характерные для студентов медицинского вуза.

Литература:

1. Амбрумова А.Г., Калишникова О.Э. Клинико-психологическое исследование самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. — 1998 – № 8 (4). – С. 53–56.

2. Барыльник Ю.Б., Бачило Е.В., Антонова А.А. Структура завершенных и незавершенных суицидов на территории Саратовской области (по данным на 2001–2010 гг) // Суицидология. – 2011. – № 4. – С. 37–41.

3. ВОЗ. Информационный бюллетень: Самоубийство. Март 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs398/ru/ (дата обращения: 10.09.2017).

4. Зотов П.Б., Уманский С.М. Клинические формы и динамика суицидального поведения // Суицидология. – 2011. – № 1. – С. 3–7.

5. Иванец Н.Н., Панченко Е.А., Кинкулькина М.А. Профилактика суицидального поведения среди студентов // Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганушкина. – 2014. – № 3. – С. 17–18.

6. Положий Б.С. Суициды в России и в Европе. – М.: МИА, 2016.

7. Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства в клинической практике. – М.: МЕДпресс-информ, 2016.

8. Сыроквашина К.В., Дозорцева Е.Г. Психологические факторы риска суицидального поведения у подростков // Консультативная психология. – 2016. – № 24 (3). – С. 8–24.

9. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Горшкова Д.А. Суицидальные попытки в студенческой популяции // Культурно-историческая психология. – 2009. – № 3. – С. 101–110.

10. Hawton К., van Heeringen К. The International Handbook of Suicide and Attempted Suicide. – West Sussex: WILEY, 2002.

11. Wasserman D., Cheng Q., Jiang G.X. Global suicide rates among young people aged 15-19 // World Psychiatry. – 2005. – № 4(2) (Jun). – С. 114–120.

Введение

Суицид является одной из наиболее злободневных медико-социальных проблем во всем мире [3]. При изучении распределения суицидальной активности по возрастам на территории Российской Федерации один из пиков суицидальной активности отмечается в возрасте от 18 до 29 лет – «пик молодости» [2]. Опыт переживания суицидальных мыслей имеет около 1/3 подростков и лиц молодого возраста [8]. При этом в нашей стране отмечается снижение общего числа завершенных суицидов у лиц молодого возраста с 2001 по 2010 год при относительно стабильном уровне попыток [2].

Суицидальное поведение следует рассматривать как динамическое явление в том смысле, что оно обычно является результатом взаимодействия психологических, социальных и биологических факторов. При этом случаи суицидального поведения в прошлом могут сделать индивидов уязвимыми для последующих эпизодов. Как следствие, суицидальные мысли и нелетальное суицидальное поведение обычно являются шагом в процессе, который вполне может привести к самоубийству [10].

Подавляющее большинство студентов медицинского вуза относятся к молодому возрасту. Для этого возраста характерны свои клинико-психологические особенности. Широкое распространение суицидального поведения среди молодежи объясняется характерными возрастными изменениями. В этом возрасте недостаточно сформирована и устойчива система личностных убеждений, жизненных ценностей и установок [1; 9]. Высокий уровень повседневного стресса, академического и интерперсонального делает студента более уязвимым, ослабляя его способность преодолевать негативные события [9]. Студенты медицинского вуза относятся к особой категории – они подвергаются повышенным учебным нагрузкам, во время обучения встречаются с «танатосом», обладают высоким интеллектуальным уровнем, при совмещении работы с учебой часто астенизируются, появляются расстройства сна вследствие работы ночью – все эти факторы влияют на возникновение и развитие суицидального поведения.

По форме суицидальное поведение можно разделить на внутреннее и внешнее. Внутренние формы суицидального поведения соответствуют пресуицидальному этапу, внешние – реализации суицидальных действий. После реализации суицидальной попытки в случае незавершенного суицида следует постсуицидальный этап [4, 6]. Среди внутренних форм суицидального поведения выделяют антивитальные переживания, суицидальные мысли, суицидальные замыслы, суицидальные намерения. Внешние формы подразделяются на суицидальные попытки и завершенный суицид. По нашему мнению, проведение противосуицидальных мероприятий на внутреннем этапе суицидального поведения (особенно при самых ранних формах) значительно повышает их эффективность. Необходимо отметить, что в большинстве исследований суицидальное поведение изучается у лиц, совершивших суицидальные попытки. В то же время суицидальное поведение не всегда завершается суицидальной попыткой, поэтому лица с суицидальным поведением, но без попыток часто ускользают из поля зрения исследователей. Изучение особенностей суицидального поведения позволит специалистам лучше его выявлять и своевременно оказывать помощь.

В связи с этим появилась необходимость проведения исследования, целью которого явилось изучение особенностей суицидального поведения студентов медицинского вуза.

Материалы и методы

Проведено динамическое (в течение 3 лет) клинико-психопатологическое обследование студентов медицинского вуза. Критериями включения в исследование являлись добровольное информированное согласие обследуемого, а также возраст от 18 до 25 лет. Критериями исключения стали наличие тяжелой соматической и неврологической симптоматики, зависимость от психоактивных веществ и наличие психических заболеваний. Ни один из обследованных студентов не наблюдался у психиатров.

Для стандартизированной оценки психического состояния использовалась психометрическая шкала СМИЛ.

Статистическая обработка данных производилась с применением пакета стандартных прикладных программ Statistica 13 for Windows.

Среди обследованных преобладали девушки (77,21 %), средний возраст студентов составил 21,96 ± 2,18 лет. У 75 человек выявлено суицидальное поведение – эти студенты вошли в исследуемую группу.

Результаты

Продолжительность суицидального поведения была различная от нескольких минут до нескольких лет. Средняя продолжительность составила 58,73 ± 98,13 дней, наиболее часто суицидальное поведение длилось около месяца. По результатам корреляционного анализа, продолжительность психотравмирующей ситуации не влияла на длительность суицидального поведения, r = –0,17 при р > 0,05.

Суицидальное поведение могло сопровождаться расстройствами сна, нарушениями энергетического и эмоционального тонуса, ипохондрическими и дисморфофобическими идеями, нарушениями внимания, памяти, обсессивно-фобическими расстройствами, а также тревогой.

Нарушения сна выявлены у 72,00 % обследованных с суицидальным поведением (54 человека), среди них наиболее часто встречались нарушения засыпания, прерывистый поверхностный сон с ранними пробуждениями, а также сонливость днем (табл. 1). У одного обследованного могли сочетаться несколько видов расстройств сна. В ряде случаев причиной расстройств сна, по нашему мнению, было совмещение учебы с работой, особенно работой по ночам и в случаях, когда студенты, желая лучше подготовиться, занимались всю ночь. Необходимо отметить, что ряд ученых сообщает о связи между агипническими расстройствами и суицидальным поведением, но до настоящего времени остается спорным вопрос о снижении суицидального риска при лечении расстройств сна.

Расстройства энергетического тонуса обнаружены у 73,33 % обследованных (55 человек) с суицидальным поведением (табл. 1). Часто встречались признаки, характерные для астено-депрессивных нарушений – повышенная слабость и утомляемость, нежелание браться за новое и участвовать в развлечениях, адинамия, а также характерная для тревожных расстройств суетливость. У одного обследованного могли сочетаться несколько видов нарушений энергетического тонуса.

Аффективные расстройства в период суицидального поведения отмечали 92,00 % студентов (69 человек) из исследуемой группы (табл. 1). Эти данные совпадают с результатами большинства исследований, сообщающих о высоком риске суицидального поведения при снижении аффекта [5].

У ряда студентов суицидальное поведение сопровождалось нарушениями внимания и памяти, ипохондрическими идеями, навязчивостями и страхами (табл. 1). Расстройства внимания у части обследованных вызвали проблемы с запоминанием. Вследствие расстройств внимания и памяти усиливались трудности в обучении, что в ряде случаев приводило к усилению антивитальных переживаний.

У 2 студентов (2,67 %) возникновение суицидального поведения было связано с наличием психосоматического заболевания, с выраженными телесными проявлениями. В этих случаях при наличии других предрасполагающих факторов (биологических, клинических и личностно-психологических) триггерным фактором для возникновения суицидального поведения стало появление такого заболевания. Следует отметить, что из фобий наиболее часто встречалась кардиофобия. Эти случаи могут говорить о тесной связи между телесным и душевным здоровьем при суицидальном поведении.

Более половины студентов в период суицидального поведения испытывали тревогу (табл. 1).

По результатам исследования, 24 студента из исследуемой группы обдумывали место, время, способы и средства самоубийства (32,00 %). Среди предпочитаемых способов назывались отравление лекарствами – 21 человек (28,00 %) и падение с высоты – 3 человека (4 %).

Своим желанием совершить самоубийство обследованные из 1-й группы наиболее часто делились с друзьями – 20 человек (26,67 %), с родителями несколько реже – 12 человек (16,00 %), еще реже с супругами – 5 человек (6,67 %) и наиболее редко с психологом – 4 человека (5,33 %). Обращений за помощью к психиатру, психотерапевту и врачам других специальностей обнаружено не было. В большинстве случаев беседа, по словам обследованных, была решающим антисуицидальным фактором. Еще среди причин, мешающих совершить суицидальную попытку, студентам с суицидальным поведением назывались «здравомыслие», беспокойство за родителей и «страх». Необходимо отметить, что, несмотря на наличие среди студентов с суицидальным поведением женатых/замужних, наличие собственной семьи и детей не называлось как причина не совершать суицидальную попытку. Это отличает изучаемую популяцию от общей, в которой наличие семьи/детей является мощным антисуицидальным фактором.

В исследованной группе суицидальное поведение сопровождалось рядом соматических нарушений – нарушениями со стороны желудочно-кишечного тракта, вегетососудистой дистонией, аллергическими реакциями, болями (в основном головной) и ощущением кома в горле (табл. 2). В подавляющем большинстве случаев эти расстройства можно отнести к психосоматическим [7]. И у части студентов эти расстройства усиливали суицидальные переживания.

12 человек из обследованных сообщили о совершении суицидальных попыток в прошлом. Это составляет 16,00 % от студентов с суицидальным поведением.

По данным анализа, с увеличением продолжительности психотравмирующей ситуации не увеличивалась вероятность возникновения попытки самоубийства. Также длительность суицидального поведения не влияла на возможность совершения действий, направленных на лишение себя жизни (табл. 3).

Необходимо отметить, что после совершения суицидальной попытки к психиатру и психотерапевту студенты не обращались, а сами попытки старались представить как несчастные случаи, из-за страха перед стигматизацией лиц, совершивших попытку самоубийства.

Среди студентов, совершивших суицидальные попытки, преобладали лица с эмоционально-неустойчивым расстройством личности – 3 человека (25,00 %), несколько реже встречались лица с педантичными акцентуациями характера – 2 (16,67 %) человека и с психастенической психопатией 2 (16,67 %) студента, признаки нескольких характерологических акцентуаций обнаружены у 2 (16,67 %) человек, один обследованный был (по 8,33 %) с истерической психопатией и двое с признаками нескольких видов характерологических акцентуаций.

Эти данные подтверждаются результатами анализа обследования опросником СМИЛ. Среди совершивших суицидальную попытку средние баллы по шкалам импульсивности и тревожности были достоверно выше (табл. 4). По данным беседы, решение совершать самоубийство во всех случаях принималось импульсивно и у таких индивидов не было четко продуманного плана.

Также у лиц, совершивших суицидальную попытку, отмечены достоверно повышенные значения по шкале 8 – индивидуальности (табл. 4). У таких индивидов даже незначительная фрустрация приводит к возникновению тревоги, выраженных отрицательных эмоций, а компенсация достигается посредством аутизации и дистанцирования, т.е. тенденции к уходу из окружающей среды во внутренний мир. Для них характерна ориентировка, главным образом, на внутренние критерии, снижение способности к интуитивному пониманию окружающих, к проигрыванию их ролей и в связи с этим недостаточность эмоционального реагирования, которое проявляется в том, что крайне малое число стимулов способно доставлять удовольствие (ангедонистическая тенденция), а иногда получение удовольствия вообще не возможно.

При проведении корреляционного анализа с использованием бисериального коэффициента выявлена взаимосвязь между показателями по шкалам тревожности, импульсивности и индивидуальности и суицидальными попытками (табл. 4).

При совершении суицидальной попытки обследованные отдавали предпочтение нанесению себе самоповреждений острыми предметами («резали вены») – 8 человек (66,67 %). Решение о нанесении себе таких повреждений в большинстве случаев принималось импульсивно. В остальных случаях были предприняты попытки самоотравления лекарственными средствами – 3 человека (25,00 %). По нашему мнению, такие расхождения в соотношении способов самоубийства между планируемыми действиями и совершенными могут быть связаны с личностными особенностями совершивших суицидальные попытки – среди последних преобладали лица с повышенной импульсивностью (табл. 4).

Обсуждение

Суицидальное поведение могло возникнуть в течение всего периода обучения в вузе – средний возраст возникновения составил 18,57 ± 3,05 лет, наиболее часто оно встречалось в возрасте 22 лет и длилось около месяца. Его продолжительность не зависела от длительности психотравмирующей ситуации. Частое появление суицидального поведения в 22 года может быть вызвано ситуацией неопределенности, вызванной ближайшим окончанием вуза.

Нарушения сна более чем в 2/3 случаев сопровождали суицидальное поведение. Необходимо отметить, что расстройства сна астенизируют студентов, снижая адаптационные возможности, что может привести к развитию суицидального поведения.

Суицидальное поведение часто сопровождается тревогой, снижением настроения, агипническими расстройствами, нарушениями эмоционального тонуса. По нашему мнению, не только врачам-психиатрам, но и врачам других специальностей следует обращать внимание на такие особенности с целью предотвращения возникновения и развития суицидального поведения.

Особого внимания заслуживают лица с психосоматическими расстройствами, так как такие расстройства могут сопровождать суицидальное поведение и могут способствовать его развитию. Информирование врачей-интернистов о природе и возможном развитии таких расстройств, по нашему мнению, является одним из методов профилактики суицидального поведения.

К совершению суицидальных попыток склонны лица с выраженными импульсивными чертами – 1/4 из совершивших суицидальные попытки были с эмоционально-неустойчивым расстройством личности. Средний балл по шкале импульсивности среди индивидов, совершивших попытку самоубийства, составил 74 ± 10,77, что говорит о крайней степени выраженности такой характерологической особенности. По нашему мнению, это находило отражение в способе совершения суицидальной попытки – самоповреждение острым предметом (резали вены). Такие поступки совершались без тщательного планирования, «на эмоциях».

Также лицам, совершившим суицидальные попытки, свойственны повышенные значения по шкале индивидуальности СМИЛ, что говорит о такой характерологической особенности, как уход из внешнего мира во внутренний даже при незначительной фрустрирующей ситуации. Такое свойство лишает их поддержки окружающих, доверительная беседа с близкими людьми, по нашим данным, являлась одним из мощных антисуицидальных факторов.

Заключение

1. Суицидальное поведение распространено среди студентов медицинского вуза (выявлено почти у 1/3). Его продолжительность составляла около месяца и на зависела от длительности психотравмирующей ситуации.

2. Суицидальное поведение часто сопровождается агипническими расстройствами, тревогой, сниженным настроением, нарушениями энергетического тонуса и психосоматическими заболеваниями.

3. Риск совершения суицидальной попытки может существенно повышаться вследствие сильной выраженности таких черт, как импульсивность и индивидуальность.

4. Своевременное выявление лица с суицидальным поведением и оказание ему помощи значительно повышает эффективность противосуицидальных мероприятий.

Язык статьи:
Действия с выбранными: