По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.089

Особенности суицидального поведения у студентов медицинского вуза

Хритинин Д.Ф. доктор медицинских наук, профессор, член-корр. РАН, профессор кафедры психиатрии и наркологии, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва
Есин Александр Вячеславович аспирант кафедры психиатрии и наркологии, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва
Сумарокова Мария Александровна кандидат медицинских наук, ассистент кафедры психиатрии и наркологии, ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва, e-mail: sumarokova@gmail.com
Рашидов Н. Р. ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва
Щукина Е. П. ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, г. Москва

Своевременное выявление суицидального поведения необходимо для проведения эффективных противосуицидальных мероприятий. В работе описаны основные анти- и просуицидальные факторы, характерные для студентов медицинского вуза.

Литература:

1. Амбрумова А.Г., Калишникова О.Э. Клинико-психологическое исследование самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. — 1998 – № 8 (4). – С. 53–56.

2. Барыльник Ю.Б., Бачило Е.В., Антонова А.А. Структура завершенных и незавершенных суицидов на территории Саратовской области (по данным на 2001–2010 гг) // Суицидология. – 2011. – № 4. – С. 37–41.

3. ВОЗ. Информационный бюллетень: Самоубийство. Март 2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs398/ru/ (дата обращения: 10.09.2017).

4. Зотов П.Б., Уманский С.М. Клинические формы и динамика суицидального поведения // Суицидология. – 2011. – № 1. – С. 3–7.

5. Иванец Н.Н., Панченко Е.А., Кинкулькина М.А. Профилактика суицидального поведения среди студентов // Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганушкина. – 2014. – № 3. – С. 17–18.

6. Положий Б.С. Суициды в России и в Европе. – М.: МИА, 2016.

7. Смулевич А.Б. Психосоматические расстройства в клинической практике. – М.: МЕДпресс-информ, 2016.

8. Сыроквашина К.В., Дозорцева Е.Г. Психологические факторы риска суицидального поведения у подростков // Консультативная психология. – 2016. – № 24 (3). – С. 8–24.

9. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Горшкова Д.А. Суицидальные попытки в студенческой популяции // Культурно-историческая психология. – 2009. – № 3. – С. 101–110.

10. Hawton К., van Heeringen К. The International Handbook of Suicide and Attempted Suicide. – West Sussex: WILEY, 2002.

11. Wasserman D., Cheng Q., Jiang G.X. Global suicide rates among young people aged 15-19 // World Psychiatry. – 2005. – № 4(2) (Jun). – С. 114–120.

Суицид является одной из наиболее злободневных медико-социальных проблем во всем мире [3]. При изучении распределения суицидальной активности по возрастам на территории Российской Федерации один из пиков суицидальной активности отмечается в возрасте от 18 до 29 лет – «пик молодости» [2]. Опыт переживания суицидальных мыслей имеет около 1/3 подростков и лиц молодого возраста [8]. При этом в нашей стране отмечается снижение общего числа завершенных суицидов у лиц молодого возраста с 2001 по 2010 год при относительно стабильном уровне попыток [2].

Суицидальное поведение следует рассматривать как динамическое явление в том смысле, что оно обычно является результатом взаимодействия психологических, социальных и биологических факторов. При этом случаи суицидального поведения в прошлом могут сделать индивидов уязвимыми для последующих эпизодов. Как следствие, суицидальные мысли и нелетальное суицидальное поведение обычно являются шагом в процессе, который вполне может привести к самоубийству [10].

Подавляющее большинство студентов медицинского вуза относятся к молодому возрасту. Для этого возраста характерны свои клинико-психологические особенности. Широкое распространение суицидального поведения среди молодежи объясняется характерными возрастными изменениями. В этом возрасте недостаточно сформирована и устойчива система личностных убеждений, жизненных ценностей и установок [1; 9]. Высокий уровень повседневного стресса, академического и интерперсонального делает студента более уязвимым, ослабляя его способность преодолевать негативные события [9]. Студенты медицинского вуза относятся к особой категории – они подвергаются повышенным учебным нагрузкам, во время обучения встречаются с «танатосом», обладают высоким интеллектуальным уровнем, при совмещении работы с учебой часто астенизируются, появляются расстройства сна вследствие работы ночью – все эти факторы влияют на возникновение и развитие суицидального поведения.

По форме суицидальное поведение можно разделить на внутреннее и внешнее. Внутренние формы суицидального поведения соответствуют пресуицидальному этапу, внешние – реализации суицидальных действий. После реализации суицидальной попытки в случае незавершенного суицида следует постсуицидальный этап [4, 6]. Среди внутренних форм суицидального поведения выделяют антивитальные переживания, суицидальные мысли, суицидальные замыслы, суицидальные намерения. Внешние формы подразделяются на суицидальные попытки и завершенный суицид. По нашему мнению, проведение противосуицидальных мероприятий на внутреннем этапе суицидального поведения (особенно при самых ранних формах) значительно повышает их эффективность. Необходимо отметить, что в большинстве исследований суицидальное поведение изучается у лиц, совершивших суицидальные попытки. В то же время суицидальное поведение не всегда завершается суицидальной попыткой, поэтому лица с суицидальным поведением, но без попыток часто ускользают из поля зрения исследователей. Изучение особенностей суицидального поведения позволит специалистам лучше его выявлять и своевременно оказывать помощь.

Для Цитирования:
Хритинин Д.Ф., Есин Александр Вячеславович, Сумарокова Мария Александровна, Рашидов Н. Р., Щукина Е. П., Особенности суицидального поведения у студентов медицинского вуза. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: