Согласно русской реалистической традиции актерской игры высшая цель состоит в воссоздании на сцене характера — социального типа, в воспроизведении «жизни человеческого духа». Для театра психологической школы особенно характерны такие интенции, как постижение глубин человеческой души, жизнь актера печалями и радостями своего персонажа. Актерская жизнь, ход его мыслей, стремления к достижению цели происходят непосредственно на глазах публики и совместно с ней. Одновременно осмысляется динамика времени и взаимосвязь человека с миром.
Процесс раскрытия жизни человеческого духа возможен единственно в динамике, в действии и развитии. В связи с этим Станиславским целью театра признавалось «органическое переживание на основе перевоплощения актера». Иными словами, речь идет о таком процессе, когда «актер действует на сцене в образе другого человека», глубоко «присваивая» [4], интериоризируя чувства своего персонажа как свои личные — всегда, когда актер является публике.
Великий режиссер особенно подчеркивал, что образ рождается каждый раз заново, как бы первый раз в процессе сегодняшней игры. Зрители же выступают в качестве свидетелей образования и эволюции сценического характера. По Станиславскому, отсутствие динамики образов есть один из самых больших пороков театра. Режиссер вообще не принимал понятия «сценический образ», вызывавший у Станиславского ассоциации с чем-то раз и навсегда сложившимся и потому — статичным.
Характер актера-художника неразрывно взаимосвязан с образом личности, возникающей на театральных подмостках и при этом наделенной собственной, особенной судьбой и характером. При этом такая вновь создаваемая личность играемого персонажа имеет место исключительно в то время, когда раздвигается занавес, и актер в гриме и костюме предстает перед публикой. Именно синтез личностей актера и персонажа рождает наиболее значительное чудо театра — формирование неведомой прежде персоны с собственными чертами в виде характера, темперамента, отношения с миром и социальной ролью.