По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 73 DOI:10.33920/nik-02-2009-07

Особенности сценической деятельности. Научно-методические материалы по специальности «актерское искусство»

Юркин Вячеслав Александрович профессор кафедры культуры и искусства АНО ВО «Московский гуманитарный университет», заслуженный работник культуры РФ, Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, 5, e-mail: 3730014@mail.ru

Автор показывает, что в сценическом искусстве актер выступает в одно и то же время и в качестве создателя, и в качестве материала, из которого формируется сценический образ, и в качестве финального итога — предмета творческих усилий. В статье показано, что такое характерное свойство применялось знаменитыми режиссерами — авторами собственных театральных систем при их создании. Явление, заключающееся в том, что в актере одновременно уживаются и «автор», и «исполнитель», названные режиссеры применяли для разработки некоторых приемов актерской игры. Статья может быть интересна тем, кто осуществляет преподавательскую деятельность в рамках специальности «Актерское искусство».

Литература:

1. Беседы о профессии. Стенограммы лекций на I–III курсе режиссеров драматического театра, 1982–1985 годы / Г.А. Товстоногов, А.И. Кацман; [сост. Л.В. Грачева]. — С.-П.: Изд-во Санкт-Петербургская гос. акад. театрального искусства: Чистый лист, 2015.

2. Островский А.Н. Вся жизнь театру / подг. текста и примеч. Н.С. Гродская, вступ. ст. С.Е. Шаталов. — М.: Советская Россия, 1989.

3. Розов В.С. Удивление перед жизнью. Воспоминания. — М.: АСТ, 2014.

4. Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. — М.: Изд-во АН СССР, 1964.

5. Сулержицкий Л.А. Повести и рассказы. Статьи и заметки о театре. Переписка. Воспоминания о Л.А. Сулержицком / общ. ред. В.Я. Виленкина, сост., ред., вступит. ст. и коммент. Е.И. Поляковой. М.: Искусство, 1970. — С. 505.

6. Школа Бориса Зона. Уроки актерского мастерства и режиссуры / сост. В. Львов. — СПб: Сеанс, 2011.

Согласно русской реалистической традиции актерской игры высшая цель состоит в воссоздании на сцене характера — социального типа, в воспроизведении «жизни человеческого духа». Для театра психологической школы особенно характерны такие интенции, как постижение глубин человеческой души, жизнь актера печалями и радостями своего персонажа. Актерская жизнь, ход его мыслей, стремления к достижению цели происходят непосредственно на глазах публики и совместно с ней. Одновременно осмысляется динамика времени и взаимосвязь человека с миром.

Процесс раскрытия жизни человеческого духа возможен единственно в динамике, в действии и развитии. В связи с этим Станиславским целью театра признавалось «органическое переживание на основе перевоплощения актера». Иными словами, речь идет о таком процессе, когда «актер действует на сцене в образе другого человека», глубоко «присваивая» [4], интериоризируя чувства своего персонажа как свои личные — всегда, когда актер является публике.

Великий режиссер особенно подчеркивал, что образ рождается каждый раз заново, как бы первый раз в процессе сегодняшней игры. Зрители же выступают в качестве свидетелей образования и эволюции сценического характера. По Станиславскому, отсутствие динамики образов есть один из самых больших пороков театра. Режиссер вообще не принимал понятия «сценический образ», вызывавший у Станиславского ассоциации с чем-то раз и навсегда сложившимся и потому — статичным.

Характер актера-художника неразрывно взаимосвязан с образом личности, возникающей на театральных подмостках и при этом наделенной собственной, особенной судьбой и характером. При этом такая вновь создаваемая личность играемого персонажа имеет место исключительно в то время, когда раздвигается занавес, и актер в гриме и костюме предстает перед публикой. Именно синтез личностей актера и персонажа рождает наиболее значительное чудо театра — формирование неведомой прежде персоны с собственными чертами в виде характера, темперамента, отношения с миром и социальной ролью.

Для Цитирования:
Юркин Вячеслав Александрович, Особенности сценической деятельности. Научно-методические материалы по специальности «актерское искусство». Ученый совет. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: