Государственная корпорация — одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций, появившаяся в результате принятия поправки в Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Многие российские госкорпорации, не испытывая конкурентного давления, занимают в российской экономике монопольное положение, оказываясь незаменимыми субъектами в части развития нашей страны по важнейшим стратегическим направлениям. Как справедливо отмечает В.В. Курченков, развитие государственных корпораций в России открывает возможности для консолидации национального капитала на приоритетных направлениях развития экономики [4, с. 7]. Крупнейшими государственными корпорациями в настоящее время являются: госкорпорация «Росатом», госкорпорация «Внешэкономбанк», госкорпорация «Роснано», госкорпорация «Ростех», госкорпорация АСВ1 .
Усилия правительственных органов направлены на повышение эффективности деятельности анализируемых структур.
Учитывая особенности функционирования госкорпораций, их амбициозные цели, важной задачей становится качественное стратегическое управление их деятельностью, важнейшей составляющей которого является разработка стратегии государственной корпорации.А. Чандлер определяет стратегию как выявление «основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Долгосрочные цели не подлежат пересмотру до изменения внешних или внутренних условий среды функционирования социальной системы» [5].
Ученые Гарвардской школы бизнеса, возглавляемой К. Эндрюсом и Р. Кринстенсеном, под стратегией понимают «метод определения конкурентных целей организации». Стратегия, по мнению ученых, «определяет основные сферы бизнеса, которые организация будет продолжать и (или) начнет осуществлять» [6]. И. Ансофф под стратегией понимает «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в процессе своей деятельности, установление общих направлений, продвижение по которым обеспечивает рост и укрепление позиций фирмы» [1].