По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657

Особенности списания с баланса бюджетных учреждений задолженности неплатежеспособных дебиторов

Алексеева Г.И. канд. экон. наук, доцент Департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» E-mail: consulting777@mail.ru

Наличие дебиторской задолженности на счетах бухгалтерского учета в большинстве случаев демонстрирует неэффективность в принятии решений руководителем учреждения, поэтому учреждения любым способом стараются избежать ее возникновения. При невозможности погашения дебиторской задолженности учреждения чаще всего списывают ее со счетов бухгалтерского учета. В данной статье рассматривается порядок списания с баланса бюджетных учреждений задолженности неплатежеспособных дебиторов с учетом нововведений 2017–2018 годов.

Литература:

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 06.05.2016 № 393 «Об общих требованиях к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.09.2017).

2. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.09.2017).

3. Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.09.2017).

4. Качкова О.Е. Точка принятия решений в бухгалтерском учете бюджетного учреждения / О.Е. Качкова // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2017. — № 9. — С. 13–18.

5. Кришталева Т.И. Оценка дебиторской задолженности в бухгалтерской отчетности / Т.И. Кришталева, Г.И. Корзун // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 43. — С. 2–9.

6. Научное обоснование и разработка системы управления рисками для осуществления внутреннего финансового аудита в государственных (муниципальных) учреждениях / О.Е. Качкова, Т.И. Кришталева, И.Д. Демина [и др.]. — М., 2017.

7. Обухова Т. Списание дебиторской и кредиторской задолженности / Т. Обухова // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2016. — № 10.

Дебиторская задолженность — это сумма долгов, причитающихся учреждению со стороны других контрагентов: организаций, а также граждан, являющихся его должниками (дебиторами). Текущая дебиторская задолженность учитывается на соответствующих балансовых счетах по учету расчетов.

При непогашении дебиторами задолженности перед учреждением в установленный срок она из разряда текущей переходит в разряд просроченной. В случае неплатежеспособности контрагента-дебитора, то есть его неспособности удовлетворить в полном объеме требования кредитора (погасить задолженность перед учреждением) в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств, учреждение может принять решение о списании просроченной задолженности с баланса и отражении ее за балансом (табл. 1).

Номер счета
 Причина возникновения задолженности
0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»
Уплата аванса по контрактам, обязательства по которым не были исполнены вовремя (в установленные контрактом сроки)
0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»
Отсутствие возврата подотчетной суммы на отчетную дату по причине:

— нахождения лица в командировке (когда период командировки приходится на межотчетный период);

— увольнения подотчетного лица (при увольнении с него не была удержана сумма задолженности)
0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджет»
Неправильное исчисление и перечисление в бюджет сумм налогов в объеме, превышающем действительные обязательства учреждения перед бюджетом

Источник: составлено автором.

Как указано в письме Минфина России от 14.07.2017 № 02–08–10/45171, «в соответствии с федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора”, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 256 н, для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая имущественные права (дебиторская задолженность), принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала (наличных и безналичных денежных средств) или экономических выгод. Учитывая изложенное, в случае если в отношении дебиторской задолженности не выполняются критерии отнесения ее к активам, то в соответствии с решением комиссии о ее списании с балансового учета учреждения учет указанной задолженности осуществляется на забалансовом счете».

Для Цитирования:
Алексеева Г.И., Особенности списания с баланса бюджетных учреждений задолженности неплатежеспособных дебиторов. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2017;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: