В настоящее время невозможно назвать крупные компании без четких долгосрочных целей, миссии и стратегии. Предприятия по аналогии с живым организмом проходят такие же стадии в своем развитии: рождение, развитие, рост, старение. Основным принципом всего живого является борьба за выживание. В сфере экономики выживание — также одна из важнейших целей и условий существования каждого предприятия. Этой истины еще не поняли в России многие предприниматели, управленцы, учредители и акционеры, которые не думают о целях своего бизнеса и долгосрочных планах его развития. Легкие, быстрые деньги кружат голову, но не гарантируют жизнеспособность бизнеса в настоящем и будущем.
Развитие — одна из основных целей предпринимательства. Бизнесменом движет, в первую очередь, стремление добиться успеха, движение вперед вопреки неопределенности ситуации. Однако только воли к победе недостаточно. Из 400 тыс. новых, ежегодно возникающих предприятий, только половина дотягивает до года. Планирование развития на несколько лет вперед дает возможность выжить. Реальные примеры успешных реализаций стратегий показывают высокую роль стратегического планирования в процессе управления современной организацией. Следует знать, что стратегическое управление — это процесс анализа внутренней среды компании, планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Долгосрочное стратегическое планирование является правилом эффективного менеджмента. Из всех задач менеджмента самая важная — разработка долгосрочной стратегии и повышения конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынках. Удачная стратегия и ее умелая реализация — самые верные признаки качественного управления.
Но современный бизнес действует в постоянно изменяющейся внешней среде. Сложность предвидения возможных изменений — важнейшая проблема, с которой сталкивается бизнес при построении наиболее эффективной стратегии развития. Каковы характерные черты современной деловой среды? Выделим наиболее важные.