По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.717

Особенности совершения мошеннических схем в сфере государственных закупок

Дадалко Василий Александрович доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры анализа рисков и экономической безопасности ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» Россия, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49, e-mail: antikrizis1@bk.ru
Кривченкова Екатерина Владимировна главный специалист-эксперт отдела финансирования бюджетных инвестиций Департамента бюджетной политики и финансов Минпромторга России, студентка факультета «Анализ рисков и экономическая безопасность», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации Россия, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49, e-mail: krivchenkova5@mail.ru

В целях снижения доли теневой экономики России подробно рассмотрено мошенничество в сфере закупок, которое стало набирать обороты при увеличении числа тендеров, изначально создававшихся для развития конкуренции и улучшения качества проводимых работ. На основе методов динамического анализа исследованы тенденции мошеннических схем в сфере государственных закупок. Используя диалектический метод, проведен анализ совершения данной проблемы. Также используются такие методы, как сбор информации, классификация, сравнение и обобщение. Проведенный анализ позволил выявить основные стандартные и нестандартные схемы мошенников при закупках. Большое внимание акцентируется на потерях, которые терпит компания, сталкиваясь с мошенничеством. Рассмотрены меры по эффективности противодействия мошенничеству в сфере государственных закупок.

Литература:

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/.

2. Авдийский, В.И. Экономическая безопасность как системообразующий фактор устойчивости сложных социально-экономических систем // Экономика. Налоги. Право. — 2013. — № 4. — С. 4–12.

3. Агамирова, М.Е. Регулирование вертикальных ограничивающих соглашений в условиях развитой интернет-торговли. — Москва: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, 2016. — 173 с.

4. Безденежных, В.М. Стандарт обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Актуальные вопросы инновационной экономики. — 2014. — № 6. — С. 81–95.

5. Вершинина, Е.С. Эффективность государственных закупок // Молодой ученый. — 2015. — № 5. — С. 339–340.

6. Глебов, О.А. Актуальные методы противодействия мошенничеству // Банковское дело. — 2014. — № 9. — С. 74–76.

7. Королев, М.И. Экономическая безопасность фирмы: теория, практика, выбор стратегии. — Москва: Экономика, 2011. — 348 с.

8. Корякин, В.М. Противодействие коррупции в сфере государственных закупок для нужд обороны и военной безопасности: монография. — Москва: Юрлитинформ, 2014. — 370 с.

9. Некрасова, Н.Н. Схемы злоупотреблений чиновников в госзаказе // Gosbook. ru. — URL: http://www.gosbook.ru (дата обращения: 11.10.2018).

10. Раскина, Ю.В. Нелегальная экономическая деятельность: принципы измерения. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2017. — 210 с.

11. Российский обзор экономических преступлений за 2017 год. — URL: http:// www.rospravosudie.com (дата обращения: 12.09.2018).

12. Сарычева, Е.И. Объективная сторона мошенничества при размещении госзаказа // Вектор науки ТГУ. Серия: Юридические науки. — 2014. — № 3. — С. 181– 185.

Экономическая преступность остается одной из серьезных проблем как для организаций, так и в целом для страны. В данной статье рассматривается лишь одна из ее составляющих — мошенничество при проведении тендеров. В целях борьбы с подобными преступными деяниями необходимо осуществлять определенные минимальные меры как при организации и проведении тендеров, так и внутри. Также может положительно поспособствовать и совершенствование законодательства, в том числе путем выделения в качестве отдельного состава преступления мошенничества при проведении тендеров.

С каждым днем мошенничество в сфере закупок только набирает обороты, являясь одним из наиболее распространенных видов экономических преступлений (после незаконного присвоения активов) [11].

Тендеры, стоит отметить, сегодня стали неотъемлемой и основной частью сферы закупок. Конкурентные торги не только способствуют расширению конкуренции, целесообразному расходованию денежных средств, повышению качества приобретаемой продукции, но и, к сожалению, по причине несовершенного законодательства или несвоевременного контроля являются хорошей почвой для совершения противоправных деяний [7, с. 17].

Хотелось бы уточнить, что в сфере государственных закупок одной из важнейших целей выступает полное исполнение государственных нужд при непосредственной экономии бюджетных средств. Тендеры для того и создавались, чтобы из большого числа исполнителей, которые выполнят работу по самой приемлемой цене и обеспечат лучшее качество, выбрать наиболее оптимальных [5, c. 339–340]. А на практике получается и дорога плохая, и средства в нее вложены немалые, если рассмотреть самый простой пример. Целым рядом проблем сопровождаются увеличение количества тендеров и активное внедрение торгов в сферу закупок. Постоянный рост финансирования лишь подталкивает недобросовестных чиновников к малоэффективному применению бюджетных средств, к различным видам хищения и иным преступлениям.

Рассматривая различные положения законов, указов и других нормативно-правовых актов в данной сфере, схему проведения тендеров в общих чертах можно продемонстрировать следующим образом. Когда определяется необходимость проведения тендерных конкурсов, разрабатывается документация и публикуется соответствующее оповещение об их проведении. Если же у заинтересовавшихся лиц возникают вопросы по каким-либо пунктам документов, интересующие положения разъясняются. Затем происходит этап принятия заявки от потенциальных участников, и они регистрируются заказчиком. В назначенное время проходят сами торги, а затем излагаются и их результаты. В случае признания торгов состоявшимися по их итогу с победителем утверждается и заключается контракт. Затем после процесса подписания контракта осуществляется непосредственно выполнение его условий, до малейших тонкостей [1].

Для Цитирования:
Дадалко Василий Александрович, Кривченкова Екатерина Владимировна, Особенности совершения мошеннических схем в сфере государственных закупок. Ученый совет. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: