В современных условиях ведения бизнеса между экономическими субъектами различных организационно-правовых форм все чаще возникает необходимость в совместной деятельности для достижения общих хозяйственных целей. Ведение совместной деятельности требует, чтобы стороны оценили свои права и обязанности, поэтому раскрытие в финансовой отчетности ключевых положений совместного предпринимательства имеет особо актуальное значение в условиях расширения интегрированного ведения хозяйства.
Все чаще в государственном секторе стало встречаться определение «совместная деятельность». Совместная деятельность представляет собой действия между несколькими лицами или организациями, которые предполагают у всех участвующих в договоре сторон наличие определенных прав и обязанностей.
В международной практике совместное предпринимательство может использоваться организациями для достижения таких целей, как получение доступа к технологиям в медицине, разработке вакцин, освоение новых рынков, сокращение рисков и затрат. Рассмотрим нормативные документы, регулирующие понятие совместной деятельности, на примере учреждений здравоохранения с целью выявления основных различий между международной и российской учетными практиками [1].
Бухгалтерский учет совместной деятельности государственного сектора в Российской Федерации с 1 января 2021 года регулируется ФСБУ ГС «Совместная деятельность». Целью данного стандарта является обеспечение общих для всех государственных (муниципальных) бюджетных и автономных организаций требований ведения бухгалтерского учета активов и обязательств. Специфика данного стандарта заключается в наличии такого ключевого определения, как «совместная деятельность», которая, согласно ст. 1041 Гражданского кодекса РФ1 (далее по тексту — ГК РФ), может быть заключена по договору простого товарищества без образования юридического лица или по соглашению о совместных действиях без объединения имущества (вкладов). Согласно договору (соглашению) о совместной деятельности, двое или несколько лиц (то есть участников совместной деятельности) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. В отношении субъектов государственного сектора такой целью выступает создание сервисного потенциала. А именно — субъекты общественного сектора, чья деятельность не имеет основной целью получение прибыли, согласно ФСБУ ГС «Обесценение активов»2, в процессе своей деятельности получают сервисный потенциал, означающий обеспечение оказания услуг или производства товаров в соответствии с основной целью субъекта госсектора [2].