По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Особенности самосознания подростков с социализированным расстройством поведения

Афонина Анна Константиновна кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологического консультирования и психотерапии, ФГБОУ ВО Рязанский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова, 390013, г. Рязань, Первомайский проспект д. 1/117; E-mail: annaafonina7@yandex.ru.
Казюлин Александр Александрович студент 6 курса факультета клинической психологии ФГБОУ ВО Рязанский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова, 390013, г. Рязань, Первомайский проспект д. 1/117; E-mail: akazulinpsy@mail.ru.
Володин Борис Юрьевич доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психологического консультирования и психотерапии ФГБОУ ВО Рязанский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова, 390013, г. Рязань, Первомайский проспект д. 1/117; E-mail: borisvolodin@rambler.ru.
Петров Дмитрий Сергеевич доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой психиатрии и психотерапии ФДПО ФГБОУ ВО Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова; E-mail: petrovds@list.ru.

В настоящем исследовании представлены результаты изучения особенностей самосознания подростков с социализированным расстройством поведения, таких как самоотношение (аффективный компонент образа Я), Я-реальное, Я-идеальное, самооценка и уровень притязаний.

Литература:

1. Кондрашова С. М. Расстройства поведения: неоднозначность терминологического подхода. Вестник ВГМУ. 2003; 2 (1): 52–56.

2. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте в соответствии с МКБ-10: учебное пособие; пер. с англ. / под ред. А. Н. Моховиковой. Москва: Академия. 2008: 408 с.

3. Махнач А. В., Лактионова А. И. Личностные и поведенческие характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной адаптации. Психология личности. 2013; 34 (5): 69–84.

4. Фомушкина М. Г. Агрессивное поведение в структуре нарушений эмоционально-волевой регуляции подростков с расстройствами поведения. Тюменский медицинский журнал. 2012; 3: 27–28.

5. Белов В. Г. Патопсихологические детерминанты и прогноз социализированного расстройства поведения / В. Г. Белов, Ю. А. Парфенов, Г. Р. Коротенкова, Н. А. Белевеч. Ученые записки университета им. П. И. Лесгафта. 2008; 102 (8): 24–29.

6. Олдар Л. М. Самосознание в подростковом возрасте. Вестник Тувинского университета. 2012; 1: 69–73.

7. Барсуков А. В. Структура самоотношения асоциальных подростков. Специальная и педагогическая психология. 2009; 1: 154–159.

1. Kondrashova S.M. Behavioral Disorders: Ambiguity of the terminological approach / S. M. Kondrashova // Herald of the Voronezh State Medical University. 2003. Vol.2, № 1. P. 52-56.

2. Multiaxial classifi cation of mental disorders in childhood and adolescence in accordance with the ICD-10: study guide: trans. from English / ed. by A. N. Mokhovikova. Moscow: Academy, 2008. 408 p.

3. Makhnach. A. V., Laktionova A. I. Personal and behavioral characteristics of adolescents as a factor in their viability and social adaptation / A. V. Makhnach, A. I. Laktionova // Psychology of personality. 2013. vol. 34, № 5. P. 69–84.

4. Fomushkina M. G. Aggressive behavior in the structure of disorders of emotional-volitional regulation of adolescents with behavioral disorders / M. G. Fomushkina // Tyumen Medical Journal. 2012. № 3. P. 27–28.

5. Belov V. G. Pathopsychological determinants and prognosis of socialized behavior / V. G. Belov, Yu. A. Parfenov, G. R. Korotenkova, N. A. Belevich // Scientifi c notes of the University named after P. I. Lesgaft. 2008. Vol. 102, № 8. P. 24–29.

6. Oldar L. M. Identity in adolescence / L. M. Oldar // Bulletin of the University of Tuva. 2012. № 1. P. 69–73.

7. Barsukov A. V. Structure of self-relationship of asocial adolescents / А. V. Barsukov // Special and educational psychology. 2009. № 1. P. 154–159.

Нарушения поведения являются предметом изучения ряда дисциплин: психиатрии, психологии, социологии. Существует достаточно большое терминологическое разнообразие, описывающее нарушение поведения [1]. В нашем исследовании мы рассматриваем пациентов с социализированным расстройством поведения (СРП), что, согласно МКБ-10, предполагает существование устойчивой поведенческой модели, включающей в себя агрессивные, диссоциальные и вызывающие поведенческие проявления, которые не соответствуют кризисам подросткового возраста [2]. Процесс социализации человека во многом связан со становлением и дифференцированием его самосознания [3–5]. Особенность формирования самосознания в подростковом возрасте состоит в том, что в данном возрастном периоде самоотношение, саморегуляция, саморефлексия, самооценка впервые в процессе развития становятся важнейшими факторами для становления здоровой личности [6]. Отмечается, что у подростков с асоциальным поведением самосознание можно охарактеризовать как незрелое, инфантильное, Я-концепция не обладает достаточной компенсаторностью, чтобы способствовать развитию позитивного самоотношения [7]. Существующие на данный момент исследования недостаточно отражают особенности самосознания подростков с СРП. Необходимо более детальное понимание внутренней структуры Я данной группы пациентов, что позволило бы сформировать четкие представления о возможностях их адаптации. Целью настоящего исследования являлось изучение самоотношения, самооценки, Я-реального и Я-идеального у подростков с социализированным расстройством поведения.

Исследование проводилось в 2018– 2019 гг. на базе ОГБОУ «Рязанская школа-интернат» г. Рязани, ГБУ РО ОКНД Центр медицинской помощи и реабилитации для детей и подростков, МБОУ «Школа № 48» г. Рязани. В исследовании приняли участие 60 подростков в возрасте от 15 до 17 лет. Основную группу составили 30 подростков с диагнозом «социализированное расстройство поведения без интеллектуальных нарушений», не имеющие синдрома зависимости от психоактивных веществ. В качестве контрольной группы выступили 30 условно здоровых подростков, не имеющих поведенческих отклонений. В исследовании использовались: многомерный опросник исследования самоотношения С. Р. Пантелеева, методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, опросник межличностных отношений Т. Лири. Статистическая обработка проводилась с использованием описательных и непараметрических методов при помощи критерия Фишера и Манна — Уитни.

Для Цитирования:
Афонина Анна Константиновна, Казюлин Александр Александрович, Володин Борис Юрьевич, Петров Дмитрий Сергеевич, Особенности самосознания подростков с социализированным расстройством поведения. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: