Нарушения поведения являются предметом изучения ряда дисциплин: психиатрии, психологии, социологии. Существует достаточно большое терминологическое разнообразие, описывающее нарушение поведения [1]. В нашем исследовании мы рассматриваем пациентов с социализированным расстройством поведения (СРП), что, согласно МКБ-10, предполагает существование устойчивой поведенческой модели, включающей в себя агрессивные, диссоциальные и вызывающие поведенческие проявления, которые не соответствуют кризисам подросткового возраста [2]. Процесс социализации человека во многом связан со становлением и дифференцированием его самосознания [3–5]. Особенность формирования самосознания в подростковом возрасте состоит в том, что в данном возрастном периоде самоотношение, саморегуляция, саморефлексия, самооценка впервые в процессе развития становятся важнейшими факторами для становления здоровой личности [6]. Отмечается, что у подростков с асоциальным поведением самосознание можно охарактеризовать как незрелое, инфантильное, Я-концепция не обладает достаточной компенсаторностью, чтобы способствовать развитию позитивного самоотношения [7]. Существующие на данный момент исследования недостаточно отражают особенности самосознания подростков с СРП. Необходимо более детальное понимание внутренней структуры Я данной группы пациентов, что позволило бы сформировать четкие представления о возможностях их адаптации. Целью настоящего исследования являлось изучение самоотношения, самооценки, Я-реального и Я-идеального у подростков с социализированным расстройством поведения.
Исследование проводилось в 2018– 2019 гг. на базе ОГБОУ «Рязанская школа-интернат» г. Рязани, ГБУ РО ОКНД Центр медицинской помощи и реабилитации для детей и подростков, МБОУ «Школа № 48» г. Рязани. В исследовании приняли участие 60 подростков в возрасте от 15 до 17 лет. Основную группу составили 30 подростков с диагнозом «социализированное расстройство поведения без интеллектуальных нарушений», не имеющие синдрома зависимости от психоактивных веществ. В качестве контрольной группы выступили 30 условно здоровых подростков, не имеющих поведенческих отклонений. В исследовании использовались: многомерный опросник исследования самоотношения С. Р. Пантелеева, методика исследования самооценки Дембо — Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, опросник межличностных отношений Т. Лири. Статистическая обработка проводилась с использованием описательных и непараметрических методов при помощи критерия Фишера и Манна — Уитни.