Образ самолета — один из самых романтизированных в нашем обществе. Красивый белый лайнер в голубом небе. Довольно стереотипно. Кто из нас не мечтал однажды сесть в самолет и полететь на нем в новые страны, города. Самолет — это еще и ассоциация с командировками, с отпуском. При этом тема самого самолета довольно любопытна.
В начале ХХ в. в воздух поднялись первые аэропланы, что не могло не отразиться в рекламе. Бывали казусы, как, например, реклама магазина инженера С. Зверева, где предоставлялась удивительная возможность построить аэроплан стоимостью целых 4 рубля 50 копеек… (рис. 1). Какая экономия в наше время!..
Были и довольно причудливые варианты рекламы, внезапно или даже парадоксально связанной с образом аэроплана. Например, летящий аэроплан, рекламирующий рыбные и овощные консервы, а то и пиво и воды (рис. 2, 3).
Но в этой рекламе пока не было главного — рекламирования авиауслуг (ввиду того, что самого рынка авиауслуг еще не было). Но заметим, аэроплан, как принципиально новое явление в жизни общества, стал в рекламе присутствовать.
По мере развития пассажирских авиаперевозок появилась и авиареклама, в первое время, нужно заметить, довольно идеологизированная. Довольно интересно наблюдать пропагандистские приемы в СССР и Германии 1930-х гг. (в том числе и связанные с темой авиации), часто довольно похожие, а иногда и вовсе идентичные. Так, в рекламных материалах 20– 30-х гг. ХХ в. мы можем видеть пропаганду, как, например, в следующих рекламных плакатах 1930-х гг. (СССР и Германия). Если в первом случае великая страна демонстрирует посредством авиации новые возможности и мощь, то во втором случае демонстрирует свою мощь Германия, связывая ее с Олимпийскими играми 1936 г. Примечательно, что в рекламе того периода преобладают мужские образы и мужественная тематика (рис. 4, 5).
Второй прием, типичный для того периода, — плакат, демонстрирующий маршрутную сеть городов и стран, куда летают самолеты той или иной компании. В случае с СССР — советские самолеты (плакат периода 1930-х гг. предназначен для за рубежья), с Германией — компания Lufthansa. Нужно сказать, что этот прием, естественно, используется в рекламе авиакомпаний и в наши дни (рис. 6, 7).