По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Особенности регулирования земельных отношений при размещении линейных объектов на землях сельскохозяйственного назначения

Барсукова Г.Н. канд. экон. наук, профессор кафедры землеустройства и земельного кадастра, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар
Литра Е.Н. магистрант землеустроительного факультета, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, г. Краснодар

В статье сформулированы проблемы оформления правоустанавливающих документов на линейные объекты, обусловленные неоднородностью правового режима земельных участков, наличием нескольких правообладателей, принадлежностью земельных участков к различным категориям земель. Предложены критерии отнесения инженерно-технических сооружений к линейным объектам. Приведен механизм установления публичного сервитута на период строительства линейного объекта, обоснована необходимость совершенствования порядка размещения линейных объектов на землях сельскохозяйственного назначения и уточнения действующего законодательства в части установления сервитута на период эксплуатации линейных объектов.

Литература:

1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Доступ из справ.-системы «КонсультантПлюс».

2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О государственной регистрации недвижимости: Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы»КонсультантПлюс».

4. О газоснабжении в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов: Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Барсукова Г. Н., Захарова А. Н. Сервитут как элемент регулирования земельных отношений при размещении линейных объектов на землях сельскохозяйственного назначения // Colloquiumjournal. — 2018. — № 5–6 (16). — С. 30–34.

7. Барсукова Г. Н., Юрченко К. А. Организационно-экономический механизм регулирования земельных отношений в аграрном секторе экономики Краснодарского края: монография. — Краснодар: КубГАУ, 2015. — 187 с.

8. Барсукова Г. Н., Радчевский Н. М. Современные проблемы управления земельными ресурсами // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2017. — № 1. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ej.kubagro. ru/2017/01/pdf/28.pdf

9. Басова И. А. К вопросу правового регулирования землепользования при строительстве, реконструкции и эксплуатации протяженных линейных объектов // Кадастр недвижимости и мониторинг природных ресурсов. 5-я Всероссийская научно-техническая интернет-конференция. — 2015. — С. 55–58.

10. Захарова А. Н., Красноплахтова Л. И. Проблемы оформления права собственности на земельные участки в зоне строительства линейных объектов // Форум молодых ученых. — 2016. — № 4 (4). — С. 371–373.

В результате масштабной реализации государственных программ, а также проектов частных инвесторов на территории Российской Федерации вводится в эксплуатацию большое количество линейных объектов: автомобильные и железные дороги, линии электропередач, газопроводы, трубопроводы и другие объекты. Одновременно растет количество земельных споров, связанных с размещением таких объектов, особенно на землях сельскохозяйственного назначения [10].

Полагаем, что в законодательстве необходимо четко определить следующие критерии, позволяющие относить сооружения к линейным объектам:

1) длина (протяженность) объекта, которая существенно превышает его ширину;

2) функционально-технологическое, конструктивное и инженерно-техническое решение, использованное при строительстве объекта;

3) обязательная связь с землей, с земельными участками (по данному критерию можно выделить три основные группы линейных объектов — подземные, наземные и надземные);

4) невозможность раздела в натуре без разрушения, повреждения или изменения назначения объекта, а также сохранение его свойств в случае замены отдельных составных частей;

5) наличие в составе объекта технологически связанных площадных объектов.

Закрепление в федеральном законе указанных критериев в отношении линейных объектов позволит урегулировать особенности правоотношений, связанных с их размещением и последующей эксплуатацией [8].

В целях безопасной эксплуатации, финансирования расходов на содержание, свободного гражданского оборота линейных объектов их строительство традиционно включало следующие мероприятия: оформление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, оформление правоустанавливающей документации на землю и государственную регистрацию прав [3].

Сложность получения правоустанавливающих документов обусловлена неоднородностью правового режима земельных участков, наличием на одном участке иногда нескольких правообладателей, принадлежностью земельных участков к различным категориям земель в зависимости от целевого назначения и вида разрешенного использования. Так, до 1 марта 2015 г. (до принятия Федерального закона от 23.06.2014 № 171‑ФЗ) сроки оформления прав на земельный участок и строительство линейного объекта составляли около двух лет, а в случае изъятия земельного участка этот срок затягивался от двух до пяти лет.

Для Цитирования:
Барсукова Г.Н., Литра Е.Н., Особенности регулирования земельных отношений при размещении линейных объектов на землях сельскохозяйственного назначения. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: