Особенностью профессиональной деятельности медицинских работников является ее связь с высоким уровнем ответственности за жизнь и здоровье людей, более того, врачи часто осуществляют свою деятельность во вредных или опасных условиях труда, например, работают с инфицированным материалом, связанным с риском заражения туберкулезом, ВИЧ-инфекцией и др. Особая важность для государства результатов деятельности медицинских работников диктует необходимость детального регламентирования их труда, что, в свою очередь, приводит к значительному количеству нормативных правовых актов, многие из которых приняты в разные годы и действуют в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ (далее – ТК РФ).
Непосредственно в ТК РФ существует ст. 350 «Особенности регулирования труда медицинских работников», закрепляющая некоторые важные моменты реализации трудовых прав медицинского персонала. Однако на практике возникает много вопросов не только в связи с применением данной нормы, но и в связи с отсутствием единообразных положений, позволяющих медицинским работникам осуществлять свою деятельность в нормальных условиях труда и отдыха, соответствующих сложности и напряженности их деятельности.
Для того чтобы далее оперировать термином «медицинский работник» необходимо разъяснить, что под ним понимает российское законодательство. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинским работником является физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности. Статья 350 ТК РФ регулирует особенности труда именно таких работников и она достаточно лаконичная, в основном указывает на особенности режима работы и отдыха медицинских работников и отсылает к различным подзаконным нормативноправовым актам.
В литературе справедливо выделяют [1] следующие особенности правового регулирования труда медицинских работников: