Реализация адаптированных основных образовательных программ (АООП) сегодня становится актуальной в условиях любых общеобразовательных организаций, в том числе и гимназического типа. Действующее законодательство в области образования в Российской Федерации [8] предполагает, что обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), статус которых официально подтвержден, будет осуществляться в специально созданных для этого условиях с учетом их особенностей и возможностей по АООП.
Как показывает практика, процесс разработки таких программ и их содержание во многом зависит от рекомендаций психологомедико-педагогических комиссий (ПМПК) и медицинских показаний относительно физического здоровья каждого конкретного ребенка. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ [7] предлагает примерные варианты АООП для детей, имеющих разные нозологии. С одной стороны, это большое подспорье для педагогов, а с другой — их «примерность» не дает ответов на многие вопросы при разработке для конкретного ребенка с ОВЗ. В связи с изменениями, происходящими в развитии такого обучающегося в течение его обучения, АООП требует постоянной корректировки и совершенствования.
Особенно много трудностей возникает тогда, когда родители обучающегося, не зная специфики формирования АООП и ее реализации, стремятся добиться для своего ребенка быстрого перехода от одного варианта программы на другой (например, с варианта 8.4 на 8.2 или на 8.1). Таких родителей непросто предостеречь о возможных неблагоприятных последствиях от принятия решения о переходе на новый вариант программы, особенно если ребенок с ОВЗ не имеет медицинской рекомендации на надомное обучение, что впоследствии приводит их к недоумению, почему у ребенка с ОВЗ утрачивается мотивация к обучению, снижается уровень учебной успешности, самооценки и формируется быстрая утомляемость от перегрузок, что порождает нежелание учиться.
Вариативность АООП НОО для обучающихся с РАС (вариант 8.4, 8.2 и 8.1), своеобразие которых во многом зависит от второй цифры, показывающей их основное и принципиальное отличие, заключается в том, что, как обозначено в специальной литературе [5, с. 22], при организации обучения таких детей надо учитывать их основные особенности и индивидуальные потребности: значительную выраженность нарушений развития и неоднородность группы детей с РАС, потребность в индивидуализации форм и содержания их образования, необходимость обеспечения возможности для гибкого изменения условий получения образования в различных моделях, реализуемых как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и за ее пределами.