Организация труда персонала, производства продукции, выполнения работ и оказания услуг может быть признана с научных и практических позиций экономически эффективной только при высоком качестве и минимальных затратах ресурсов на единицу произведенных рыночных благ. Поэтому всякая эффективная или рациональная организация трудовых и производственных процессов на современных машиностроительных предприятиях должна предполагать соблюдение следующих фундаментальных научных требований [1]:
— строгое разделение труда между отдельными подразделениями предприятия и всеми наемными работниками на основе предметной или технологической их специализации;
— правильное размещение и наиболее полное использование технологического оборудования на каждом специализированном участке, четкую расстановку рабочих и специалистов, распределение между ними выполняемой работы, обеспечение справедливой оплаты и стимулирования труда персонала, своевременное обслуживание рабочих мест всем необходимым для организации высокопроизводительного и качественного труда;
— быстрейшее передвижение предметов труда после их обработки в процессе производства, всемерное сокращение маршрутов, применение прогрессивных транспортных средств, научное нормирование труда рабочих, правильное оперативное планирование производства в пространстве и времени, обеспечивающее согласованную работу отдельных рабочих мест и всего предприятия.
Осуществление этих требований определяет необходимость поиска научно обоснованных подходов функционирования производственной системы на основе разработки и применения методологии бережливого производства. Решение этой задачи качественно повысит операционную эффективность предприятия, что в целом позволит повысить конкурентоспособность промышленных предприятий авиадвигателестроения.
Авиационное двигателестроение — подотрасль авиационной промышленности, во многом определяющая ее технологический уровень. Следует подчеркнуть, что далеко не все страны, располагающие авиастроительными предприятиями, способны самостоятельно осуществлять разработку и производство авиадвигателей. Фактически, такими компетенциями обладают на данный момент лишь США, объединенная Европа и Россия [2].