Современные условия труда в горно-химической промышленности Крайнего Севера характеризуются комплексом неблагоприятных факторов производственной среды (вибрация, шум, охлаждающий микроклимат, загрязнение воздуха рабочей зоны аэрозолями, физическое перенапряжение), а также суровыми климато-географическими условиями Арктической зоны РФ. Преобладающим классом вредности условий труда у работников открытых рудников является класс 3.1—3.3, у подземных — 3.2—3.4 [1, 2, 4].
Добыча руды на открытых и подземных рудниках осуществляется с использованием преимущественно буровзрывного способа рыхления горного массива. На подземных рудниках преобладают системы с принудительным поэтажным обрушением, используются также камерно-лавовая с креплением выработанного пространства и комбинированная системы. Основные операции технологического цикла добычи руды: бурение, взрывные работы, погрузка, доставка горной массы к рудоспускам — производятся в каждую смену. Для отбойки рудного сырья на рудниках применяется технология массовых взрывов. Технологические массовые взрывы проводятся в выходные дни. К началу добычных работ осуществляется проветривание подземных выработок. Откатка горной массы осуществляется с помощью подземных электровозов и погрузочно-доставочных машин (ПДМ). На открытых рудниках (карьерах) вскрышные и добычные работы включают бурение, взрывание, погрузку и транспортировку горной массы. Для бурения используются станки шарошечного, реже — вращательного бурения. Выемка и погрузка горной массы осуществляется экскаваторами на гусеничном ходу, а транспортировка — большегрузным автомобильным и железнодорожным транспортом. Основными профессиями на подземных рудниках являются проходчики, бурильщики, взрывники, машинисты электровозов, погрузочно-доставочных машин, взрывники. К вспомогательным и прочим профессиям относятся люковые, крепильщики, электрослесари, электромонтеры и другие. На открытых рудниках (карьерах) группу основных профессий составляют машинисты экскаваторов, буровых станков, большегрузных автосамосвалов, бульдозеров, грейдеров, взрывники. Дежурные слесари, электрослесари, электромеханики, рабочие по ремонту и настилу путей относятся к вспомогательным [3, 5, 8].