Рассмотрим проблемы разработки стратегии для промышленной компании из трубной отрасли, которая сегодня в России достаточно высокотехнологична, поскольку относится к четвертому переделу металлургии и поставляет конечную продукцию потребителю. Отрасль отличается высокой степенью обработки металла и активным использованием современных технологий. В металлургии это одна из самых продвинутых отраслей, которая показывает глубокий уровень переработки сырья и получения добавленной стоимости [1–3]. Однако, несмотря на это, отрасль имеет не только успехи, но и серьезные проблемы, мешающие ее эффективному развитию.
Напомним, что в СССР максимальный объем производства труб — около 12,3 млн т — был достигнут в 1989 г. А в России в середине 1990-х произошло резкое падение объемов — почти в четыре раза, причиной которому стала тяжелейшая экономическая ситуация в стране, связанная с развалом промышленности и перестройкой экономики. И только к 2007 г. производство было восстановлено до 8,7 млн т. Этому в немалой степени способствовали спрос на рынке труб и рост цен на нефть и газ, т. е. активное развитие ТЭК страны.
Начиная с 1970-х гг., когда началось освоение нефтегазовых месторождений в Западной Сибири, импорт стальных труб в Россию всегда превышал экспорт. Но после 2002 г. ситуация изменилась: сегодня объем экспорта труб из России кардинально превышает импорт, доля которого составляет не более 5 % от емкости отечественного рынка [4]. Таким образом, отрасль решила задачу импортозамещения практически во всех сегментах рынка. Наибольшие успехи наблюдаются в сегменте труб большого диаметра (ТБД), где доля импорта сегодня составляет около 1 % — по сравнению с 40 % в 2004 г. Однако продолжается давление импорта в атомной отрасли и в машиностроении. В сегменте бесшовных нержавеющих труб доля импортных поставок сегодня составляет 35–40 % и практически не меняется уже несколько лет [5]. Конечно, связано это, прежде всего, с качеством продукции, которое недостаточно и требует новых подходов.