По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Особенности разработки стратегии для промышленной компании

Жданкин Н. А. доктор технических наук, академик РАЕН, профессор НИТУ «МИСиС», президент ООО «РЕГУЛ-КОНСАЛТ»

В статье рассматриваются вопросы разработки стратегии крупной промышленной компании из металлургии. Ориентация трубной отрасли на ТЭК ограничивает ее прогресс и не позволяет получить высокую рентабельность. Показано, что развитие трубопрокатной компании возможно только при наличии эффективной стратегии, нацеленной на повышение эффективности производства, рост производительности труда, повышение качества продукции и внедрение инноваций.

Литература:

1. Елкин П.А. Проблемы развития предприятий трубной отрасли в условиях финансового кризиса // Региональная экономика: теория и практика. — 2010. — Т. 8. — № 34. — С. 54–61.

2. Балашов А.А., Доможирова Н.Н. Исследование проблем трубной промышленности // Вестник УГТУ-УПИ. — 2010. — №4. — С. 44–53.

3. Жданкин Н. А., Ятманова А. В. Особенности разработки эффективной стратегии для трубопрокатной компании. Ч. 1 // Металлург. — 2020. — №1. — С. 10–16.

4. Мартынов К. Иностранцам — труба! // Коммерсантъ. Приложение Business Guide. — 2009. — № 209.

5. Трубопрокат-2016: результаты и прогнозы. URL: http://www.ktzholding.com/blog/ truboprokat-2016-rezultaty-i-prognozy/ (дата обращения: 01.07.2019).

6. ФРТП: российский рынок труб в 2019 году ждет умеренный рост. URL: http://frtp.ru/2018/12/12/ (дата обращения: 01.07.2019).

7. Стратегия развития черной (и цветной) металлургии России на 2014–2020 годы и на перспективу до 2030 года / Утв. приказом Минпромторга РФ от 05.05.2014 № 839.

8. Жданкин Н.А., Романычева С.К. Современные тенденции изменения реальной производительности труда в металлургии // Металлург. — 2016. — №3. — С. 11–17.

9. Жданкин Н.А. Эффективная стратегия как основа повышения производительности труда в металлургии // Сталь. — 2015. — № 11. — С. 95–103.

10. Жданкин Н.А., Худина Е. В. Инновационный подход к борьбе с браком в металлургии // Металлург. — 2015. — №8. — С. 10–17.

Рассмотрим проблемы разработки стратегии для промышленной компании из трубной отрасли, которая сегодня в России достаточно высокотехнологична, поскольку относится к четвертому переделу металлургии и поставляет конечную продукцию потребителю. Отрасль отличается высокой степенью обработки металла и активным использованием современных технологий. В металлургии это одна из самых продвинутых отраслей, которая показывает глубокий уровень переработки сырья и получения добавленной стоимости [1–3]. Однако, несмотря на это, отрасль имеет не только успехи, но и серьезные проблемы, мешающие ее эффективному развитию.

Напомним, что в СССР максимальный объем производства труб — около 12,3 млн т — был достигнут в 1989 г. А в России в середине 1990-х произошло резкое падение объемов — почти в четыре раза, причиной которому стала тяжелейшая экономическая ситуация в стране, связанная с развалом промышленности и перестройкой экономики. И только к 2007 г. производство было восстановлено до 8,7 млн т. Этому в немалой степени способствовали спрос на рынке труб и рост цен на нефть и газ, т. е. активное развитие ТЭК страны.

Начиная с 1970-х гг., когда началось освоение нефтегазовых месторождений в Западной Сибири, импорт стальных труб в Россию всегда превышал экспорт. Но после 2002 г. ситуация изменилась: сегодня объем экспорта труб из России кардинально превышает импорт, доля которого составляет не более 5 % от емкости отечественного рынка [4]. Таким образом, отрасль решила задачу импортозамещения практически во всех сегментах рынка. Наибольшие успехи наблюдаются в сегменте труб большого диаметра (ТБД), где доля импорта сегодня составляет около 1 % — по сравнению с 40 % в 2004 г. Однако продолжается давление импорта в атомной отрасли и в машиностроении. В сегменте бесшовных нержавеющих труб доля импортных поставок сегодня составляет 35–40 % и практически не меняется уже несколько лет [5]. Конечно, связано это, прежде всего, с качеством продукции, которое недостаточно и требует новых подходов.

Для Цитирования:
Жданкин Н. А., Особенности разработки стратегии для промышленной компании. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: