Эффективная адаптация деятельности организаций аграрной сферы к современным условиям невозможна без формирования соответствующих рыночной ситуации моделей развития инновационного типа, обеспечивающих комплексное развитие бизнес-процессов сельскохозяйственных предприятий [4, 7].
Разработка бизнес-модели позволяет более наглядно определить основные принципы создания, взаимодействия факторов внутренней среды фирмы, развития и успешной работы организации. В то же время бизнес-модель описывает ценность для внешних клиентов, которую предлагает компания на основе своих продуктов и услуг, систему создания этой ценности, включающую поставщиков ресурсов и целевых потребителей, структуру затрат и способы получения прибыли [1, 5].
Формализованное описание, отражающее реально существующую или предполагаемую деятельность организации в сфере аграрного бизнеса, позволяет визуализировать состав необходимых и достаточных бизнесфункций, порядок их выполнения, необходимые ресурсы, параметры и механизмы взаимодействия ключевых элементов предпринимательской деятельности [8].
В условиях решения задач импортозамещения наиболее актуальным становится вопрос о разработке инновационных бизнес-моделей аграрного предпринимательства, так как во многих сферах (особенно в переработке сельскохозяйственной продукции) прослеживается кризис существующей бизнес-модели деятельности, основанной на использовании импортных ресурсов [9]. Инновационные модели обосновывают возможность выведения на рынок новых технологий, товаров, услуг или преобразования существующего рынка с помощью лучшей бизнес-модели, или создание совершенно нового рынка, или удовлетворение существующих на рынке, но ни кем не обслуживаемых потребностей [2].
Действующие организации агропромышленного комплекса могут использовать бизнес-модель для оценки и анализа эффективности деятельности организации в сравнении с другими аналогичными компаниями, потенциала и инвестиционной привлекательности бизнеса компании в будущем, для оптимизации бизнеса компании в целях максимизации и удержания ценности, которую компания создает для клиентов и других заинтересованных в ее бизнесе лиц с учетом отраслевой специфики [3].