По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 334.72

Особенности разработки бизнес-модели предпринимательской деятельности в условиях импортозамещения

Абашева О. Ю. ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»
Лопатина С. А. ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия»

В условиях импортозамещения бизнес-модель предпринимательской деятельности сельскохозяйственной организации нуждается в адаптации к рыночной ситуации и должна учитывать необходимость инновационного развития на основе преимущественного использования местных ресурсов.

Литература:

1. Абашева О. Ю., Иванов И. Л., Лопатина С. А. и др. Актуализация маркетинговой ориентации и диверсификации сельской экономики // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 6–2 (59-2). — С. 1012–1017.

2. Лопатина С. А. Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Молочный комбинат «Сарапул-молоко» / С. А. Лопатина, О. Ю. Абашева // Вестник Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. — 2012. — № 4 (33). — С. 51–52.

3. Лопатина С. А. Выявление информационных потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей / С. А. Лопатина, С. И. Бекмансурова // Вестник Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. — 2014. — № 2 (39). — С. 35–37.

4. Абашева О. Ю. Обоснование перспектив развития сельскохозяйственной организации на основе современных методов планирования / О. Ю. Абашева, С. А. Лопатина // Наука Удмуртии. — 2014. — № 3. — С. 55–61.

5. Лопатина С. А. Перспективы развития агробизнеса в условиях ВТО // Аграрная наука — инновационному развитию АПК в современных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Ижевск: ФГБОУ ВПО ИжГСХА, 2013. — С. 334–338.

6. Гоголев И. М., Тарасова О. А., Редников В. Л. и др. Региональные особенности формирования продовольственного рынка // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 10-2 (63-2). — С. 496–499.

7. Абашева О. Ю. Совершенствование защиты внутреннего регионального продовольственного рынка в новых условиях / О. Ю. Абашева, С. А. Доронина, О. А. Тарасова // Наука Удмуртии. — 2014. — № 3. — С. 67–70.

8. Доронина С. А. Факторы, влияющие на экономическую эффективность региональной кластеризации птицеводства / С. А. Доронина, О. Ю. Абашева // Вестник Ижевской государственной сельскохозяйственной академии. — 2014. — № 2 (39). — С. 31–32.

9. Абашева О. Ю. Факторы риска, воздействующие на конкурентоспособность сельскохозяйственной организации в современных условиях / О. Ю. Абашева, С. А. Лопатина // Теория и практика — устойчивому развитию агропромышленного комплекса: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2015. — С. 328–330.

10. Лопатина С. А. Формирование маркетинговой информационной системы на региональном рынке молочной продукции / С. А. Лопатина, О. Ю. Абашева // Научное обеспечение инновационного развития АПК: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию государственности Удмуртии. — Ижевск: ФГОУ ВПО «Ижевская ГСХА», 2010. — С. 170–173.

11. Гоголев И., Ашихмин С., Пашков Е. и др. Формирование конкурентных преимуществ сельских товаропроизводителей в Российской Федерации // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2012. — № 1. — С. 8–10.

Эффективная адаптация деятельности организаций аграрной сферы к современным условиям невозможна без формирования соответствующих рыночной ситуации моделей развития инновационного типа, обеспечивающих комплексное развитие бизнес-процессов сельскохозяйственных предприятий [4, 7].

Разработка бизнес-модели позволяет более наглядно определить основные принципы создания, взаимодействия факторов внутренней среды фирмы, развития и успешной работы организации. В то же время бизнес-модель описывает ценность для внешних клиентов, которую предлагает компания на основе своих продуктов и услуг, систему создания этой ценности, включающую поставщиков ресурсов и целевых потребителей, структуру затрат и способы получения прибыли [1, 5].

Формализованное описание, отражающее реально существующую или предполагаемую деятельность организации в сфере аграрного бизнеса, позволяет визуализировать состав необходимых и достаточных бизнесфункций, порядок их выполнения, необходимые ресурсы, параметры и механизмы взаимодействия ключевых элементов предпринимательской деятельности [8].

В условиях решения задач импортозамещения наиболее актуальным становится вопрос о разработке инновационных бизнес-моделей аграрного предпринимательства, так как во многих сферах (особенно в переработке сельскохозяйственной продукции) прослеживается кризис существующей бизнес-модели деятельности, основанной на использовании импортных ресурсов [9]. Инновационные модели обосновывают возможность выведения на рынок новых технологий, товаров, услуг или преобразования существующего рынка с помощью лучшей бизнес-модели, или создание совершенно нового рынка, или удовлетворение существующих на рынке, но ни кем не обслуживаемых потребностей [2].

Действующие организации агропромышленного комплекса могут использовать бизнес-модель для оценки и анализа эффективности деятельности организации в сравнении с другими аналогичными компаниями, потенциала и инвестиционной привлекательности бизнеса компании в будущем, для оптимизации бизнеса компании в целях максимизации и удержания ценности, которую компания создает для клиентов и других заинтересованных в ее бизнесе лиц с учетом отраслевой специфики [3].

Для Цитирования:
Абашева О. Ю., Лопатина С. А., Особенности разработки бизнес-модели предпринимательской деятельности в условиях импортозамещения. Овощеводство и тепличное хозяйство. 2017;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала