По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.01, ВАК 08.00.12 DOI: 10.33920/med-17-2004-03

Особенности расчетов в иностранной валюте в бюджетных учреждениях

Герасимова Лариса Николаевна д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры «Экономика и управление в строительстве», Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) Россия, Москва, Ярославское шоссе, д. 26, e-mail: 22969@mail.ru

В статье рассмотрен порядок учета объектов в иностранной валюте. Показано, что учет валютных активов, обязательств и других объектов ведут одновременно в иностранной валюте и в рублях. Проанализирован порядок учета курсовых разниц, показано, что их учет зависит от отчетного периода. Приведены примеры валютных монетарных и немонетарных объектов учета и специфика их отражения бухгалтерскими проводками. Монетарные активы и обязательства отражают по курсу пересчета на дату признания. Возможен вариант признания на отчетную дату. Немонетарные активы и обязательства отражают на дату признания и больше не пересчитывают. Приведен пример учета немонетарных активов, принятых учреждением по справедливой стоимости как исключение из правил. В статье отражено, что переоценка таких активов по новому курсу производится в случаях, когда меняется справедливая стоимость объекта. Показаны механизмы учета возврата авансов в валюте и варианты, когда такую задолженность пересчитывать или не пересчитывать после принятия к учету

Литература:

1. Приказ Минфина России от 30.05.2018 № 122н (ред. от 10.12.2019) «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Влияние изменений курсов иностранных валют”» (зарегистрирован в Минюсте России 29.06.2018 № 51487).

2. Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н (ред. от 10.06.2019) «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора”» (зарегистрирован в Минюсте России 27.04.2017 № 46517).

3. Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 28.12.2018) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2010 № 19452).

4. Фурагина О.Н. СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2018. — № 11.

5. Герасимова Л.Н. Теория бухгалтерского учета. — Ростов-на-Дону, 2010.

6. Алексеева М.В. Безналичные денежные расчеты: как отразить в бюджетном учете? // Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2019. — № 10.

7. Приказ Минфина России от 29.11.2017 № 209н (ред. от 13.05.2019) «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (зарегистрирован в Минюсте России 12.02.2018 № 50003) // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru.

8. Герасимова Л.Н. Современные тенденции формирования консолидированной отчетности группы компаний // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — М., 2014. — № 13 (199). — С. 11–12.

9. Фурагина О.Н. Пересчет иностранной валюты в валюту РФ: новый стандарт // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2019. — № 4.

10. Беспалов М.В. Изменения в учете бюджетных учреждений в 2019 г.: новые КОСГУ — новые правила учета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2019. — № 11.

11. Герасимова Л.Н. Особенности организации бюджетирования в муниципальных казенных учреждениях // Бухучет в здравоохранении. — 2019. — № 1. — С. 4–15.

12. Селищева Г.Н. Учет операций с наличными денежными средствами БУ и АУ // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2019. — № 8.

13. Герасимова Л.Н. Совершенствование учетно-аналитического механизма строительных организаций // Бухучет в строительных организациях. — 2019. — № 4 (182). — С. 4–17.

14. Гришакова О.В. Операции с денежными средствами на лицевых (расчетных) счетах // Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2019. — № 8. References

1. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 30.05.2018 N 122n (ed. from 10.12.2019) “on approval of the Federal accounting standard for public sector organizations “Impact of changes in foreign exchange rates” (Registered in the Ministry of justice of the Russian Federation on 29.06.2018 N 51487).

2. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 31.12.2016 N 256n (ed. from 10.06.2019) “on approval of the Federal accounting standard for public sector organizations “Conceptual bases of accounting and reporting of public sector organizations” (Registered in the Ministry of justice of the Russian Federation on 27.04.2017 N 46517).

3. The Order of the Ministry of Finance of Russia dated 01.12.2010 N 157н (ed. by 28.12.2018) “On approval of the Single plan of accounts for public authorities (government bodies), local authorities, management bodies of state extra-budgetary funds, state academies of Sciences, state (municipal) institutions and Instructions for its use” (Registered in Ministry of justice of Russia 30.12.2010 No. 19452).

4. Furagina O.N. SGS “Impact of changes in foreign exchange rates” // Educational Institutions: accounting and taxation. — 2018. — N 11.

5. Gerasimova L.N. Theory of accounting. — Rostov-on-don, 2010.

6. Alekseeva M.V. Cashless payments: how to reflect in budget accounting? // State institutions: accounting and taxation. — 2019. — N 10.

7. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 29.11.2017 N 209n (ed. from 13.05.2019) “on approval of the Procedure for applying the classification of operations of the public administration sector” (Registered in the Ministry of justice of the Russian Federation 12.02.2018 N 50003) // Information and legal system ConsultantPlus-access Mode: http://www.consultant.ru.

8. Gerasimova L.N. Modern trends in the formation of consolidated financial statements of the group of companies // Financial Analytics: problems and solutions. — Moscow, 2014. — No. 13 (199). — Pp. 11–12.

9. Furagina O.N. Translation of foreign currency into the currency of the Russian Federation: a new standard // Power ministries and departments: accounting and taxation. — 2019. — N 4.

10. Bespalov M.V. Changes in the accounting of budgetary institutions in 2019: new KOSGU — new accounting rules // Accounting in budgetary and non-profit organizations. — 2019. — N 11.

11. Gerasimova L.N. Features of the organization of budgeting in municipal state institutions // Accounting in healthcare. — 2019. — No. 1. — Pp. 4–15.

12. Selishcheva G.N. Accounting of operations with cash funds of BU and AU // Institutions of physical culture and sport: accounting and taxation. — 2019. — N 8.

13. Gerasimova L.N. Improving the accounting and analytical mechanism of construction organizations // Accounting in construction organizations. — 2019. — No. 4 (182). — Pp. 4–17.

14. Grishakova O.V. Operations with monetary funds on personal (settlement) accounts // Autonomous institutions: accounting and taxation. — 2019. — N 8.

В случаях, когда учреждение ведет расчеты в иностранной валюте, например направляет сотрудников в загранкомандировки, учет нужно вести по новым правилам СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют». Стандарт применяют одновременно с инструкциями по бухгалтерскому учету, отчетности и другими стандартами.

Прежде чем принять объект в иностранной валюте к учету, необходимо пересчитать его в рубли. Учет валютных активов, обязательств и других объектов ведут одновременно в иностранной валюте и в рублях. Порядок пересчета зависит от вида объекта (п. 6 СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют», п. 34 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности», п. 13 Инструкции № 157 н) [1–3].

При пересчете валюты в рубли возникают курсовые разницы. Это происходит по двум причинам.

Первая причина — разный курс Банка России на разные даты. Например, учреждение выдает командировочные в евро. При планировании поездки курс равнялся 60 руб., а на момент поездки — 70 руб. за евро. Сумму командировочных пришлось пересчитать. В итоге образовалась разница между рублевой оценкой актива или обязательства, выраженного в иностранной валюте, рассчитанной на разные даты.

Вторая причина — изменился курс условных единиц на дату оприходования, отгрузки или оплаты. Например, когда подписывали договор на поставку оборудования, был один курс доллара, а когда оплачивали — другой [4–6].

Порядок учета курсовых разниц зависит от отчетного периода. Если операция и расчет по ней происходят в течение одного отчетного периода, то курсовая разница также будет относиться к этому периоду. Если расчет и сама операция произошли в разные отчетные периоды, то курсовая разница признается в каждом промежуточном периоде до момента оплаты (п. 8, 9 СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют»).

Следует обращать внимание на стандарты. Доходы от курсовых разниц учитывают по правилам СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют» и Инструкции № 157 н. Стандарт «Доходы» в этом случае не применяется (подп. 3 п. 4 СГС «Доходы»).

Для Цитирования:
Герасимова Лариса Николаевна, Особенности расчетов в иностранной валюте в бюджетных учреждениях. Бухучет в здравоохранении. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: