Одними из первых, кто начал заниматься вопросами льгот во время работы в жару, стали профсоюзные активисты в Нидерландах, сделавшие ряд заявлений о сложностях работы водителей-дальнобойщиков.
В настоящее время кабины всех современных грузовиков оснащены кондиционерами, но рано или поздно наступает момент погрузки или выгрузки, поломки или просто остановки на отдых. В общем, то время, когда водитель должен непременно покинуть кабину, где, согласно исследованиям, наиболее оптимальной температурой является +22 °С. Если температура на рабочем месте водителя +26…+28°С, то возможность попасть в аварию увеличивается на 11%, при повышении температуры в кабине до +31…+33°С — риск ДТП увеличивается вдвое и становится 22%. Создается угроза не только жизни дальнобойщика, но и возможной потери здоровья других участников движения.
Какие требования предъявлять работодателю при повышении температуры воздуха до критических показателей?
Голландским профсоюзом дальнобойщиков для облегчения работы в жаркое время были предложены три основных условия, затраты на воплощение которых должен нести работодатель:
1. Каждый грузовик должен быть оснащен стояночным кондиционером.
2. Необходим запрет на отдых в автомобилях с измененными кабинами, в которых водитель находится на минимальном расстоянии от горячего двигателя.
3. В жаркую погоду водитель должен ночевать только в помещении для отдыха, оборудованном кондиционером.
К сожалению, не всякий работодатель (даже в Голландии) выполняет рекомендации профсоюза, работникам которого зачастую приходится улаживать производственные конфликты по причине труда в условиях аномальной жары.
Не так давно один водитель рассказывал, как его задержала полиция за включенный во время стоянки двигатель. В главной комендатуре полиции Польши сообщили: «В соответствии с положениями закона запрещено оставлять включенный двигатель во время остановки автомобиля, то есть более одной минуты».
Однако водителям рекомендуется все же придерживаться здравого смысла и руководствоваться законами своих стран, например, согласно ч. 2 ст. 60 Дорожного кодекса Беларуси водителю запрещено: