Л. Ю. Пудовинникова
Каждой медицинской организации отводится своя роль в организации оказания медицинской помощи пациентам в зависимости от степени тяжести состояния при подтверждении диагноза коронавирусной инфекции. Медицинская помощь пациентам с COVID-19 осуществляется в соответствии с приказом Минздрава России от 19 марта 2020 года № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» в виде скорой, в том числе скорой специализированной, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях, а также в амбулаторных условиях (на дому) [2].
В период пандемии COVID-19 с ограничением плановой амбулаторной помощи пациентам, в 2020 году, изменился порядок оказания медицинской помощи, однако, во избежание всплеска обострений хронических заболеваний и их осложнений расширилось дистанционное обслуживание пациентов, нуждающихся в плановом лечении. Постановлением правительства были приостановлены профилактические мероприятия — диспансеризация и профилактические осмотры. В поликлинике медицинские сестры отделения профилактики, отделения медицинской реабилитации, консультативно-диагностического, стоматологического отделений и дневных стационаров выполняли не свойственную их функционалу работу, произошла ротация и мобилизация кадрового ресурса.
Задачами руководителя становятся:
• материально-техническое обеспечение, наличие запаса расходных материалов для отбора проб, для проведения лабораторных исследований, дезинфекционных средств и медицинских изделий, включая СИЗ (очки, одноразовые перчатки, респиратор соответствующего класса защиты, противочумный костюм 1-го типа или одноразовый халат, бахилы), медицинские изделия, включая пульсоксиметры, бесконтактные термометры;
• информирование медицинских работников по вопросам профилактики, диагностики и лечения COVID-19.
Наделение медицинских сестер дополнительными полномочиями потребовало, прежде всего, обучения в системе непрерывного профессионального образования:
• обязательное для всех дистанционное обучение (материалы по новой коронавирусной инфекции COVID-19) на портале непрерывного образования — платформа обучения;
• дополнительная профессиональная программа «Коронавирусная инфекция COVID-19: актуальные вопросы для специалистов со средним медицинским образованием» в ГБПОУ «Самарском медицинском колледже имени Н. Ляпиной», отдел ДПО и в Институте сестринского образования, на кафедре сестринского дела (ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России);
• участие сестринского персонала, в режиме онлайн, в научно-практических конференциях, вебинарах, форумах, школах и других аккредитованных мероприятиях, организованных при тесном взаимодействии Минздрава России, Минздрава Самарской области, Самарской региональной общественной организации медицинских сестер, Союза медицинских профессиональных организаций;
• в рамках стандартизации сестринской деятельности дополнительная разработка и внедрение в практику стандартных операционных процедур, алгоритмов действий медицинской сестры, карт сестринского наблюдения, речевых алгоритмов, опросных листов, памяток, контрольных карт и чек-листов по актуальным направлениям в борьбе с СOVID-19. Немаловажным этапом процесса становится инструктаж и создание условий деятельности, при которых знания и навыки будут востребованы.
Ротация кадров и активная позиция медицинских сестер всех подразделений поликлиники наблюдается в следующих направлениях работы:
• актуализация сведений о лицах в возрасте старше 60 лет, а также лицах, страдающих хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, беременных женщинах, проживающих на территории обслуживания поликлиники;
• обзвон пациентов, включая маломобильных и нетранспортабельных пациентов;
• дистанционная выписка лекарственных препаратов, по дополнительному лекарственному обеспечению федеральных и территориальных льготников, включая реестровых пациентов и доставка их на дом;
• ежедневное медицинское наблюдение, аудиоконтроль с опросом пациента с положительным результатом теста на COVID-19 с целью уточнения его состояния (ежедневная термометрия, наличие симптомов ОРВИ), включая граждан, вернувшихся из стран, в которых зарегистрированы случаи COVID-19, на период не менее 14 календарных дней с момента их возвращения, а также проживающих совместно с ними лиц. Медицинскими сестрами передается сводная статистическая информация о результатах и для оформления листков нетрудоспособности, без посещения поликлиники (рис. 1, 2).
Рис. 1. Лист ежедневного наблюдения
Рис. 2. Опросный лист при аудиоконтроле
Сбор и своевременная передача информации лечащему врачу позволяют выстраивать дальнейшее наблюдение, проводить мониторинг состояния пациентов и при необходимости своевременно принимать решение по дальнейшей тактике ведения пациента.
Участвовали в оказании помощи медицинскому персоналу медики-волонтеры, 120 неравнодушных студентов таких образовательных учреждений, как Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной, Самарский государственный медицинский университет, Институт сестринского образования. Перечень возможных активностей зависел от курса обучения медика-волонтера. Студенты до третьего курса и после третьего курса участвовали в оказании разных видов помощи. Со студентами был проведен инструктаж, разработаны и внедрены в работу опросники, чек-листы, речевые алгоритмы (рис. 3).
Рис. 3. Г. П. Котельников, Председатель Самарской губернской Думы, М. Ю. Ничунаева, заместитель главного врача по оргметодработе СГКП № 15, медики-волонтеры Самарского государственного медицинского университета
По поручению Губернатора Самарской области Дмитрия Азарова с целью повышении доступности медицинской помощи жителям региона в период сложной эпидемиологической ситуации Министерством здравоохранения Самарской области создан региональный координационный центр амбулаторной медицинской помощи больным пневмонией, ОРВИ, новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Центр функционирует на базе нашей поликлиники. В его составе ежедневно работают 20 специалистов: операторы, врачи, медицинские сестры и психологи. В период дистанционного обучения трудились студенты Самарского медицинского колледжа им. Н. Ляпиной и Института сестринского образования. Под управлением центра переданы дополнительно сформированные мобильные медицинские бригады, основной задачей которых является оказание медицинской помощи гражданам с признаками ОРВИ на дому.
В центре организована работа телефона горячей линии, куда жители Самарской области могут позвонить при повышенной температуре и признаках простудного заболевания и вызвать медицинских работников на дом по бесплатному номеру 8-800-30-22-163.
Также Центр осуществляет дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов, находящихся на амбулаторном лечении, включая новую коронавирусную инфекцию COVID-19. Для этого операторы Центра осуществляют по графику обзвон пациентов. Значимую помощь поликлиникам оказывают муниципальные администрации, которые предоставляют собственные автомобили взамен задействованных для дополнительных мобильных медицинских бригад (рис. 4).
Рис. 4. Региональный координационный центр в СГКП № 15
Каковы же основные принципы оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях [2]:
• пациент с положительным результатом теста на COVID-19 получает необходимое лечение по назначению врача, пациенту, получающему медицинскую помощь в амбулаторных условиях (на дому), в том числе на амбулаторном приеме в инфекционном блоке, выдаются медицинскими работниками лекарственные препараты для лечения новой коронавирусной инфекцией;
• медицинская сестра информирует пациента о необходимости вызова врача или бригады скорой медицинской помощи при ухудшении самочувствия (t тела >38,5 °C в течение трех дней и более, появление затрудненного дыхания, одышки, SpO2 < 93 %), а также о возможных способах обращения за медицинской помощью;
• лиц, проживающих с пациентом в одном помещении, медицинская сестра информирует о рисках заболевания COVID-19 и необходимости временного проживания в другом месте, проводит беседу по вопросам ухода за пациентами, больными COVID-19, и дает общие рекомендации по защите от инфекций, передающихся воздушно-капельным и контактным путем;
• в случае принятия решения врачом о дальнейшем оказании медицинской помощи пациенту в амбулаторных условиях (на дому) оформляется согласие на оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях (на дому) и соблюдение режима изоляции;
• ежедневное наблюдение (в том числе посредством телемедицинских и иных технологий, аудиоконтроль) пациентов с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, получающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (на дому), с использованием чек-листа предварительной оценки состояния пациента.
За прошедший период амбулаторно пролечены 2176 случаев с COVID-19, 758 случаев пневмонии, 16 450 лиц, контактных с заболевшими.
При условии амбулаторного лечения, в поликлинике, используется дистанционное консультирование больного (законного представителя) с помощью телемедицинских технологий. Только с начала 2021 года таких консультаций в поликлинике проведено 1985, оно сейчас регулируется через ЕМИАС (единую медицинскую информационную аналитическую систему). Наряду с консультациями «врач — пациент» проводятся телемедицинские консультации «врач — врач», в данном случае речь идет о возможности консультации со специалистами ведущих клиник. Также имеется возможность дистанционно продлить (по состоянию здоровья) либо закрыть листок временной нетрудоспособности.
С целью обеспечения оперативного оказания медицинской помощи пациентам с симптомами острой респираторной вирусной инфекции на дому, отбора биологического материала пациентов для лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 созданы мобильные бригады, для работы в очагах COVID-19 и при подозрении на заболевание, вызванное COVID-19, в состав бригады включены врач и медицинская сестра (рис. 5).
Рис. 5. Мобильная бригада: врач Е.А. Бурусова, медсестра Г.Н. Самсонова
На сегодняшний день наиболее эффективным способом борьбы с инфекционными заболеваниями стала специфическая профилактика. С 18 января 2021 года в Российской Федерации проводится массовая вакцинация населения против COVID-19. Из зарегистрированных в Российской Федерации для специфической профилактики COVID-19 у взрослых лиц в поликлинике выполняются следующие вакцины от коронавируса: «Гам-КОВИД-Вак»; «ЭпиВакКорона» и «КовиВак». Нам представилась возможность вакцинировать все подлежащие контингенты, в Национальном календаре профилактических прививок по эпидемическим показаниям определены категории граждан с учетом приоритетности получения вакцины против COVID-19. В приоритетном порядке также рекомендуется вакцинировать лиц старше 60 лет, не имеющих противопоказаний к вакцинации. При подготовке к вакцинации против COVID-19 работа медицинских сестер и всех вовлеченных в процесс вакцинации сотрудников осуществляется строго по стандартным операционным процедурам, документально оформленным инструкциям по выполнению рабочих процедур и алгоритмов выполнения действий. Медики-волонтеры с момента старта вакцинации (19 декабря 2020 года) принимают активное участие в осуществлении записи граждан в лист ожидания для вакцинации против коронавирусной инфекции и последующего приглашения на вакцинацию, включая вакцинацию на дому маломобильных и нетранспортабельных граждан. За указанный период вакцинировано 8150 человек, из них 3950 — это пациенты 60+, на дому привито 138 человек [3].
Чрезвычайно важную системную работу на терапевтических участках выполняют участковые медицинские сестры: по информированию населения о рисках COVID-19, мерах индивидуальной профилактики, обращают особое внимание на необходимость своевременного обращения за медицинской помощью при появлении первых симптомов острых респираторных инфекций. В трудовых коллективах и организациях, независимо от форм собственности, которые находятся в зоне ответственности поликлиники по выполнению требований санитарно-эпидемиологического надзора, они оповещают руководителей официальными письмами — уведомлениями о том, что работники их организаций относятся к категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против COVID-19.
Качество оказания медицинской помощи — это то, что сегодня определяет основное направление дальнейшего развития поликлиники. Не остаются незамеченными и наши достижения для пациентов. Доказательством тому — многочисленные благодарности пациентов в адрес врачей и медицинских сестер поликлиники. Сегодня медицинским работникам говорят спасибо участники Всероссийской акции «Мы вместе» — ответ коронавирусу: иркутские дети — школьники — прислали нам свои рисунки, которые посвящались врачам и медицинским сестрам, акция — продуктовая помощь (горячие обеды), подарочные наборы ко Дню медицинского работника. Организаторы волонтерского штаба, при тесном взаимодействии с образовательными учреждениями города, администрациями районов, транспортными предприятиями и просто неравнодушными гражданами, обеспечивали врачей и медицинских сестер неоценимой помощью, без которой нам сложно было бы выйти из сложившейся эпидемиологической ситуации (рис. 6, 7).
Рис. 6. Спасибо врачам и медсестрам г. Самары от школьников г. Иркутска. Акция «Мы вместе»
Рис. 7. Пожелания от благодарных пациентов
Особенно важно на данном этапе применять в организации и управлении гибкий подход, т. е. адаптировать управление процессом к постоянно меняющимся потребностям. Таким образом, в эпоху COVID-19 медицинским организациям необходимо не только мобилизовать коллективы в череде реорганизаций и преобразований, но и уметь работать в команде. Развивается медицинская деятельность, сочетающая в себе преемственность в работе врачей и медицинских сестер, с выполнением профессиональных обязанностей и ответственности каждого в команде. В поликлинике сложился коллектив неуспокоенных людей, преданных своей профессии, и он создал неповторимую атмосферу профессионализма и человеколюбия (рис. 8).
Рис. 8. Медицинские сестры отделения врачей общей практики № 4 — строем на инструктаж
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
CONFLICT OF INTEREST
The author claims no conflict of interest.