Философско-социологические аспекты насилия в XIX–XX вв. поднимались в работах Н.О. Лосского, X. Ортега-и-Гассет, В. Парето, Спинозы, К. Ясперса и др. Соединение культурологической и психологической линий исследования насилия находим у Д. Галтунга, Э. Фромма.
Рассмотрением природы насилия занимался Ф. И. Минюшев, который определил такие его направления, как биогенетическое, психологическое, экологическое и социальное насилие. Изучали вопросы агрессивности личности, обусловливающей насильственные действия, А. Басс, J. Берковиц, К. Лоренц, 3. Фрейд, О. Шпенглер.
В собственно психологическом аспекте проблематика насилия представляет область, разрабатывающуюся в мировой психологии последнюю четверть XX века, в частности, в работах К. Брона, Д. Иваниек, Дж. Кобрина, Д. Левинсона, Р. Лэнга, Э. Миллера, Д. Финкелхора. Рассмотрением вопросов эмоциональной депривации занимались исследователи В. В. Ковалев, И. Лангмейр, А. Маслоу, 3. Матейчик, B. C. Мухина, З. Фрейд, Э. Фурман, которые рассматривали ее как особую форму психотравмирующих факторов.
Анализ последствий и реабилитации детей — жертв насилия осуществлен в работах О. Е. Булановой, С.И. Голода, Т. Н. Дороновой, О. М. Здравомысловой, Н.О. Зиновьевой, Н. Ф. Михайловой, Т. Я. Сафоновой, Е. Р. Смирновой, Е. И. Цимбал.
Проблемы, связанные с неблагополучной семьей как агента деформированной социализации, фактора девиации в поведении молодого поколения, анализируются в работах Г. А. Аванесова, Ю. М. Антоняна, М. М. Бабаева, И. Ф. Дементьевой, А. И. Долговой, В. Д. Ермакова, Г. И. Забрянского, К. Е. Игошева, А. Б. Кашелкина, Н. И. Крюковой, Г. М. Миньковского, В. В. Панкратова, Д. А. Шестакова.
Технологии и сущность профилактики насилия над детьми рассматриваются в работах М. А. Беляевой, М. Н. Бессоновой, Г. В. Латышева, М. Ф. Черкасовой и др.
Но при всей практической и теоретической значимости данных исследований в решении задач профилактики насилия над детьми стоит отметить, что формирование и разработка системы психосоциальной работы с детьми, подвергшимися насилию, является одной из мало изученных проблем социальной работы.