По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.6–053.6 DOI:10.33920/pol-01-2210-07

Особенности психосоциальной работы с подростками, подвергшимися насилию

Мартынова Наталья Владимировна канд. пед. наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455021, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 164, e-mail: martusnata@mail.ru, тел. 8 951 478 9101

Современное общество Российской Федерации затронули серьезные преобразования в различных сферах жизни: экономической, политической, педагогической, психологической, а также социальной. Данные изменения привели к ряду негативных последствий, таких как снижение уровня жизни большей части населения, расслоение по уровню материального состояния, отсутствие уверенности в завтрашнем дне. Эти факторы серьезно повлияли на рост агрессии в социуме и насилия в семье, от которого прежде всего страдают дети. Дети являются самой уязвимой и незащищенной социальной группой, следовательно, рост насилия не только федеральная, но и мировая проблема. Насилие над детьми в семье является значимой проблемой нынешнего современного общества, поэтому ее актуальность быстро возрастает. Как правило, любое насильственное действие со стороны членов семьи кардинально изменяет жизнь ребенка или подростка в негативную сторону. Очень часто причинами насильственных действий выступают малообеспеченность, алкогольные или наркотические зависимости членов семьи, отсутствие любви к ребенку, а также психическое и физиологическое утомление. К сожалению, нередко происходит так, что дети, подвергшиеся насилию со стороны родителей, начинают воспринимать это как средство решения проблем и норму общения, следовательно, растет количество детских и подростковых преступлений. Проанализировав статистические данные, можно заметить, что около 2 млн детей и подростков в возрасте до 16 лет ежегодно становятся жертвами насильственных действий со стороны собственных родителей, а также более 50 тыс. детей и подростков убегают из дома ради спасения. По данным статистики, 10 % подвергшихся насилию детей погибают, а у остальных наблюдаются серьезные нарушения в физиологической, психоэмоциональной сферах жизнедеятельности.

Литература:

1. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей. — М.: Союз, 2017.

2. Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / под ред. проф. П. Д. Павленка. — М.: ИНФРА-М, 2013.

3. Пицхелаури Э. М., Марта Г. М. О содержании социально-педагогической работы с семьей / Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Хэл-педагогической науки, 2017.

1. Kholostova E. I. Sotsialnaia rabota s semei [Social work with the family]. — M.: Soiuz, 2017. (In Russ.)

2. Tekhnologii sotsialnoi raboty s razlichnymi gruppami naseleniia [Technologies of social work with different groups of the population]: Textbook / Ed. prof. P. D. Pavlenok. M.: INFRA-M, 2013. (In Russ.)

3. Pitskhelauri E. M., G Marta.M. O soderzhanii sotsialno-pedagogicheskoi raboty s semei [On the content of socio-pedagogical work with the family] / Izvestia dagestan gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [News of the Dagestan State Pedagogical University]. Hal-Pedagogical Science, 2017. (In Russ.)

Философско-социологические аспекты насилия в XIX–XX вв. поднимались в работах Н.О. Лосского, X. Ортега-и-Гассет, В. Парето, Спинозы, К. Ясперса и др. Соединение культурологической и психологической линий исследования насилия находим у Д. Галтунга, Э. Фромма.

Рассмотрением природы насилия занимался Ф. И. Минюшев, который определил такие его направления, как биогенетическое, психологическое, экологическое и социальное насилие. Изучали вопросы агрессивности личности, обусловливающей насильственные действия, А. Басс, J. Берковиц, К. Лоренц, 3. Фрейд, О. Шпенглер.

В собственно психологическом аспекте проблематика насилия представляет область, разрабатывающуюся в мировой психологии последнюю четверть XX века, в частности, в работах К. Брона, Д. Иваниек, Дж. Кобрина, Д. Левинсона, Р. Лэнга, Э. Миллера, Д. Финкелхора. Рассмотрением вопросов эмоциональной депривации занимались исследователи В. В. Ковалев, И. Лангмейр, А. Маслоу, 3. Матейчик, B. C. Мухина, З. Фрейд, Э. Фурман, которые рассматривали ее как особую форму психотравмирующих факторов.

Анализ последствий и реабилитации детей — жертв насилия осуществлен в работах О. Е. Булановой, С.И. Голода, Т. Н. Дороновой, О. М. Здравомысловой, Н.О. Зиновьевой, Н. Ф. Михайловой, Т. Я. Сафоновой, Е. Р. Смирновой, Е. И. Цимбал.

Проблемы, связанные с неблагополучной семьей как агента деформированной социализации, фактора девиации в поведении молодого поколения, анализируются в работах Г. А. Аванесова, Ю. М. Антоняна, М. М. Бабаева, И. Ф. Дементьевой, А. И. Долговой, В. Д. Ермакова, Г. И. Забрянского, К. Е. Игошева, А. Б. Кашелкина, Н. И. Крюковой, Г. М. Миньковского, В. В. Панкратова, Д. А. Шестакова.

Технологии и сущность профилактики насилия над детьми рассматриваются в работах М. А. Беляевой, М. Н. Бессоновой, Г. В. Латышева, М. Ф. Черкасовой и др.

Но при всей практической и теоретической значимости данных исследований в решении задач профилактики насилия над детьми стоит отметить, что формирование и разработка системы психосоциальной работы с детьми, подвергшимися насилию, является одной из мало изученных проблем социальной работы.

Для Цитирования:
Мартынова Наталья Владимировна, Особенности психосоциальной работы с подростками, подвергшимися насилию. Социальная политика и социальное партнерство. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: