По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.89-159.922 DOI:10.33920/med-01-2003-07

Особенности психоэмоциональной сферы и копинг-поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости, проживающих в школе-интернате

Афонина А. К. кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологического консультирования и психотерапии, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова» Минздрава России, 390013, г. Рязань, Первомайский проспект, д. 1/117, e-mail: annaafonina7@yandex.ru
Козлова К. Ю. студентка 6-го курса факультета клинической психологии, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова» Минздрава России, 390013, г. Рязань, Первомайский проспект, д. 1/117, e-mail: ksenya.kozlova.9595@mail.ru
Володин Б. Ю. доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психологического консультирования и психотерапии, ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова» Минздрава России, 390013, г. Рязань, Первомайский проспект, д. 1/117, e-mail: borisvolodin@rambler.ru
Петров Д. С. доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой психиатрии и психотерапии ФДПО ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. академика И. П. Павлова» Минздрава России, 390035, г. Рязань, ул. Баженова, д. 24, e-mail: petrovds@list.ru
Морозова В. Д. кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и наркологии ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет), г. Москва

В исследовании представлены результаты изучения психоэмоциональной сферы и копинг-поведения подростков с легкой умственной отсталостью, проживающих в школе-интернате с учетом возможности поддержания взаимоотношений с семьей.

Литература:

1. Динамика и сравнительный анализ детской и подростковой заболеваемости психическими расстройствами в Российской Федерации в 2000–2018 годах / Е. В. Макушкин, Н. К. Демчева. Российский психиатрический журнал. 2019; 4: 4– 15.

2. Колосова Т. А. Совладающее поведение как фактор успешной адаптации умственно отсталых подростков. Вестник ОГУ. 2012; 2 (138): 86–89.

3. Тасаева Д. О., Кормушина Н. Г. Особенности социально-психологической адаптации подростков с умственной отсталостью. Концепт. 2017; 35: 69–74 [Электронный ресурс]. — режим доступа: http://e-koncept. ru/2017/771185.htm.

4. Абдуллаева В. К. Копинг-стратегии подростков с легкой умственной отсталостью. Проблемы биологии и медицины. 2019; 4.1 (114): 5.

5. Особенности эмоционально-личностной сферы у детей с умственной отсталостью / А. А. Овчинников [и др.]. Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2019; 2 : 55–60.

6. Рыбников В. Ю. Феноменология возрастных закономерностей нарушения общения у детей и подростков с легкой умственной отсталостью / В. Ю. Рыбников, О. В. Защиринская. Вестник психотерапии. 2013; 47: 71–86.

7. Gautam P. Intellectual disability and multiple comorbid psychiatric disorders in a child: a case report / P. Gautam, M. S. Bhatia, A. Rathi. J. Clin. Diagn. Res. 2014; 8 (11): 234–241.

8. Cool decision-making in adolescents with behavior disorder and/or mild-to-borderline intellectual disability / A. Bexkens [et al.]. J. Abnorm. Child. Psychol. 2015; 20 (3): 210–214.

1. Dinamika i sravnitel’nyy analiz detskoy i podrostkovoy zabolevemosti psikhicheskimi rasstroystvami v Rossiyskoy Federatsii v 2000-2018 godakh [Dynamics and comparative analysis of childhood and adolescent mental illness in the Russian Federation in 2000-2018]. E. V. Makushkin, N. K. Demcheva. Russian Psychiatric Journal. 2019. № 4. pp. 4–15.

2. Kolosova T.A. Sovladayushchee povedenie kak faktor uspeshnoy adaptatsii umstvenno otstalykh podrostkov [Coping behavior as a factor in the successful adaptation of mentally retarded teenagers]. T. A. Kolosova. Bulletin of the OSU. 2012. № 2 (138). pp. 86–89.

3. Tasaeva D. O., Kormushina N. G. Osobennosti sotsial’no-psikhologicheskoy adaptatsii podrostkov s umstvennoy otstalost’yu [Features of the socio-psychological adaptation of adolescents with mental retardation]. Scientific and methodological electronic journal «Concept». 2017. Vol. 35. pp. 69–74. URL: http://e-koncept.ru/2017/771185.htm.

4. Abdullaev V. K. Koping-strategii podrostkov s legkoy umstvennoy otstalost’yu [Copying strategies of adolescents with mild mental retardation]. V. K. Abdullaev. Problems of biology and medicine. 2019. № 4.1 (114). p. 5.

5. Osobennosti emotsional’no-lichnostnoy sfery u detey s umstvennoy otstalost’yu [Features of the emotionalpersonal sphere in children with mental retardation]. Ovchinnikov A.A. [et al.]. Review of psychiatry and medical psychology. 2019. № 2. pp. 55–60.

6. Rybnikov, V. Yu. Fenomenologiya vozrastnykh zakonomernostey narusheniya obshcheniya u detey i podrostkov s legkoy umstvennoy otstalost’yu [Phenomenology of age-related patterns of communication disorders in children and adolescents with mild mental retardation]. V. Yu. Rybnikov, O. V. Zashirinskaya. Bulletin of psychotherapy. 2013. № 47. pp. 71–86.

7. Gautam P. Intellectual disability and multiple comorbid psychiatric disorders in a child: a case report / P. Gautam, M. S. Bhatia, A. Rathi. J. Clin. Diagn. Res. 2014; 8 (11): 234–241.

8. Cool decision-making in adolescents with behavior disorder and/or mild-to-borderline intellectual disability / A. Bexkens [et al.]. J. Abnorm. Child. Psychol. 2015; 20 (3): 210–214.

Актуальность исследования связана с социальной значимостью такого заболевания, как умственная отсталость. Умственная отсталость занимает основное место в структуре психических и поведенческих расстройств среди подростков [1]. Изучению психологических и поведенческих особенностей подростков с интеллектуальным недоразвитием посвящено большое количество работ [2, 3, 4]. Но, несмотря на значительный интерес к данной проблеме [6, 7, 8], анализ литературных источников показал недостаточную изученность особенностей психоэмоциональной и поведенческой сфер подростков с легкой умственной отсталостью (ЛУО), проживающих в школе-интернате и контактирующих с семьей. Исследования, проведенные ранее, были осуществлены либо в отношении пациентов детского возраста, либо в отношении подростков с ЛУО, оставшихся без родителей.

Именно поэтому целью данного исследования являлось выявление психоэмоциональных и поведенческих особенностей подростков с легкой степенью умственной отсталости с учетом частоты их взаимодействия с семьей, которые необходимо учитывать при формировании психокоррекционных программ с целью максимально оптимизировать возможность психосоциальной адаптации данной категории пациентов.

Исследование проводилось в 2018– 2019 гг. на базе ОГБОУ «Рязанская школа-интернат» Рязани. В исследовании приняли участие подростки с легкой степенью умственной отсталости без сопутствующей психопатологической симптоматики в возрасте от 14 до 17 лет. Были сформированы 2 группы, каждая из которых состояла из 30 человек. Основную группу (группа 1) составили подростки с ЛУО, которые обучались в школе-интернате и находились в режиме продленного дня, оставаясь после учебных занятий на внеклассные мероприятия, а вечером возвращались домой. В группу сравнения (группа 2) вошли подростки, которые уезжали из школы-интерната только на каникулы, то есть контактировали с семьей в меньшей степени. Для изучения психоэмоциональной сферы нами были использованы следующие методики: Многомерная оценка детской тревожности, BPAQ-24 (Buss-Perry Aggression Questionnaire, 1992), разработанная А. Бассом и М. Перри, методика диагностика самооценки Дембо — Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, восьмицветовой тест Люшера, методика «Способы совладающего поведения», разработанная Р. Лазарусом и С. Фолкман. Статистическая обработка проводилась методами описательной и непараметрической статистики, с использованием критериев Манна — Уитни и Фишера.

Для Цитирования:
Афонина А. К., Козлова К. Ю., Володин Б. Ю., Петров Д. С., Морозова В. Д., Особенности психоэмоциональной сферы и копинг-поведения подростков с легкой степенью умственной отсталости, проживающих в школе-интернате. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: