Актуальность исследования связана с социальной значимостью такого заболевания, как умственная отсталость. Умственная отсталость занимает основное место в структуре психических и поведенческих расстройств среди подростков [1]. Изучению психологических и поведенческих особенностей подростков с интеллектуальным недоразвитием посвящено большое количество работ [2, 3, 4]. Но, несмотря на значительный интерес к данной проблеме [6, 7, 8], анализ литературных источников показал недостаточную изученность особенностей психоэмоциональной и поведенческой сфер подростков с легкой умственной отсталостью (ЛУО), проживающих в школе-интернате и контактирующих с семьей. Исследования, проведенные ранее, были осуществлены либо в отношении пациентов детского возраста, либо в отношении подростков с ЛУО, оставшихся без родителей.
Именно поэтому целью данного исследования являлось выявление психоэмоциональных и поведенческих особенностей подростков с легкой степенью умственной отсталости с учетом частоты их взаимодействия с семьей, которые необходимо учитывать при формировании психокоррекционных программ с целью максимально оптимизировать возможность психосоциальной адаптации данной категории пациентов.
Исследование проводилось в 2018– 2019 гг. на базе ОГБОУ «Рязанская школа-интернат» Рязани. В исследовании приняли участие подростки с легкой степенью умственной отсталости без сопутствующей психопатологической симптоматики в возрасте от 14 до 17 лет. Были сформированы 2 группы, каждая из которых состояла из 30 человек. Основную группу (группа 1) составили подростки с ЛУО, которые обучались в школе-интернате и находились в режиме продленного дня, оставаясь после учебных занятий на внеклассные мероприятия, а вечером возвращались домой. В группу сравнения (группа 2) вошли подростки, которые уезжали из школы-интерната только на каникулы, то есть контактировали с семьей в меньшей степени. Для изучения психоэмоциональной сферы нами были использованы следующие методики: Многомерная оценка детской тревожности, BPAQ-24 (Buss-Perry Aggression Questionnaire, 1992), разработанная А. Бассом и М. Перри, методика диагностика самооценки Дембо — Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан, восьмицветовой тест Люшера, методика «Способы совладающего поведения», разработанная Р. Лазарусом и С. Фолкман. Статистическая обработка проводилась методами описательной и непараметрической статистики, с использованием критериев Манна — Уитни и Фишера.