Ухудшение показателей здоровья подростков в связи с ожирением заставляет обратить пристальное внимание на эту проблему [1]. Давно известно, что ожирение ассоциировано с развитием целой группы заболеваний, между тем, несмотря на множественность соматических проявлений, гораздо быстрее к снижению качества жизни и психосоциальной дезадаптации приводят психологические трудности и психопатологический дистресс. Высокий риск развития депрессии у подростков с ожирением формирует так называемый порочный круг: ожирение нарушает психоэмоциональное состояние пациентов, в то же время ожирение затрудняет лечение депрессии, способствуя недостаточной эффективности терапии [2, 4, 5, 6]. Большую роль в формировании депрессии играют социальное неприятие, дискриминация, недовольство собственным телом при ожирении, психотравмирующие факторы в виде словесных оскорблений преимущественно со стороны сверстников [3]. Между тем зачастую клинические проявления психопатологических расстройств маскируются соматической патологией, что затрудняет диагностику.
Цель исследования: выявить частоту встречаемости и клинические особенности психических расстройств у девочек-подростков с ожирением.
Обследованы 130 девочек-подростков с ожирением I степени (SDS ИМТ 2,0–2,5). Первую группу составили 90 подростков с ожирением и нарушениями менструального цикла по типу первичной олигоменореи, вторичной олигоменореи, вторичной аменореи, ИМТ девочек составлял 31 (33; 30,5). Во вторую группу вошли 40 человек с ожирением и регулярным менструальным циклом, ИМТ — 30 (32,2; 30). В группу контроля вошли 25 здоровых девочек-подростков с SDS ИМТ-1,0 ± 1,0, ИМТ 20 (20,5; 19). Средний возраст обследуемых составил 16 (17; 14,5) лет.
Основными методами исследования были клинико-психопатологический и психометрический. Для оценки депрессии и тревоги использовались шкалы Гамильтона (HDRS, HARS), для выявления обсессивно-компульсивных расстройств (ОКР) — обсессивно-компульсивная шкала Йеля — Брауна (Y-BOCS).