По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2

Особенности психических состояний медицинских сестер различных отделений

Мензул Е. В. заведующая кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики, канд. психол. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, E-mail:lenamenzul@rambler.ru
Техтелева Н. В. доцент кафедры педагогики, психологии и психолингвистики, канд. психол. наук, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, E-mail:lenamenzul@rambler.ru
Рязанцева Н. М. старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и психолингвистики, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, E-mail: nataly-ryz@mail.ru
Карасева Л. А. директор, Институт сестринского образования, д-р мед. наук, профессор, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 443099, г. о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, E-mail: karaseva_larisa@mail.ru

В статье обсуждаются вопросы проявления эмоциональной сферы медицинских сестер в профессиональной деятельности и ее влияние на качество работы специалистов, анализируются психологические особенности эмоциональных переживаний в зависимости от специфики выполняемой работы.

Литература:

1. Королева Е. Ф. Оценка качества и эффективности медицинской помощи: система критериев // Молодой ученый. — 2016. — № 19. — С. 247–248.

2. Круглова Е. В. Личностные особенности среднего медицинского персонала, работающего в реанимационном отделении: дипломная работа. — СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет, 2000. — 64 с.

3. Куценко Г. И., Сошников Е. И., Минчин Б. Н. Оптимизация труда медицинских работников // Здравоохранение. — 2009. — № 10. — С. 42–46.

4. Морозкова О. А. Роль медицинской сестры в совершенствовании медицинской помощи населению // Эффективность управления сестринскими кадрами и подготовка менеджеров в медицинском вузе: материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Ижевск, 2006. — С. 91–92.

5. Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 224 с.

6. Сорокина М. Г., Камаев И. А. Образ жизни медицинских работников, проживающих в условиях агропромышленного района // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и история медицины. — 2005. — № 5. — С. 12–17.

7. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. — Изд. 5-е, перераб. и доп. — Будапешт: Изд-во АН Венгрии, 1988. — 338 с.

Современная медицинская сестра — это специалист, самостоятельно действующий в рамках сестринской практики, для выполнения которой ему необходимо уметь:

— собирать объективный и полный анамнез о пациенте;

— определять спектр проблем пациента;

— формулировать сестринский диагноз и в соответствии с ним планировать дальнейшую свою деятельность;

— осознавать причины и последствия своих решений;

— искать способы совершенствования методик ухода за пациентом;

— обучать пациентов навыкам поддержания и восстановления здоровья;

— повышать свою квалификацию;

— отстаивать права пациентов.

Все перечисленные требования могут быть соблюдены только при присутствии клинического мышления у медицинского работника.

И. Харди в своем исследовании определил, что медицинские сестры имеют различные типы эмоциональности. Так, «сестра-рутинер» не испытывает сочувствия и сопереживания к пациентам, а «нервная сестра» склонна к эмоциональной неуравновешенности, обилию невротических реакций. Медицинские работники названных типов эмоциональности раздражительны, обладают вспыльчивым характером, их пугает страх заразиться или заболеть тяжелой болезнью. Автор с сожалением приходит к выводу, что только медицинская сестра «материнского» типа соответствует всем требованиям своей профессии: она эмпатична и отличается заботой по отношению к пациентам [7].

Медицинская сестра зачастую помимо основной работы выполняет руководящую, воспитательную и просветительскую. Она помогает пациентам соблюдать здоровый образ жизни, физическую и психическую гигиену. Медицинская сестра играет роль своеобразного учителя и дает возможность пациенту становится образованнее.

Профессиональная деятельность сестринского персонала требует глубокого изучения ее содержания, многообразной культуры, глубины и пластичности интеллекта, специфичных навыков коммуникации и поведения при первичном и последующем контакте с пациентами.

Помимо изучения той области, в которой она решила работать, медицинской сестре постоянно необходимо задаваться вопросом о повышении своего культурного уровня, развитии своей личности [1].

Для Цитирования:
Мензул Е. В., Техтелева Н. В., Рязанцева Н. М., Карасева Л. А., Особенности психических состояний медицинских сестер различных отделений. Медсестра. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: