За последние годы отечественная система здравоохранения является объектом пристального профессионально-экспертного и государственного внимания, что обусловлено динамичностью ее статуса, состояние которого зависит от направленности и эффективности производных реформ. Однако, как показывают многочисленные исследования, несмотря на все усилия социальной политики государства снизить «издержки» этих процессов путем строительства новых медицинских учреждений, увеличения расходов на содержание медицинского сектора, достичь ощутимых успехов пока не удается. Состояние сферы здравоохранения вызывает противоречивые оценки: с одной стороны, расширяется спектр услуг в области высокотехнологичной медицины, открываются новые больницы, тем не менее оценки пациентов качества оказания медицинской помощи остаются на невысоком уровне. Поэтому возникает острая потребность выявить, что является причиной отказа от лечения, недоверия к институту медицины со стороны сообщества. Пока остается не совсем понятно, почему при общей положительной динамике пациенты не «горят» желанием обращаться к официальной медицине в случае болезни. В связи с этим возникает настоятельная потребность пересмотра существующих методов изучения общественного мнения. Особенности социологических исследований в системе охраны здоровья граждан выражены в выявлении каких-либо новых ресурсов, а также способов влияния на такую социальную сферу, как общественное здоровье в целях ее оптимизации и улучшения.
Как показывает анализ литературы по данной проблематике, большинство исследований основано на использовании количественных методов, главным образом опроса через анкетирование. Данный подход позволяет в короткие сроки провести масштабное обследование по поставленной проблеме, охватив достаточно репрезентативное число респондентов. Тем не менее указанный метод имеет ряд ограничений, связных прежде всего с невозможностью «просчитать» мнение и дать анализ ответов на вопросы открытого типа, выявить причины и следствия исследуемых процессов. В связи с этим возникает насущная потребность разработки основных подходов и принципов применения качественного и количественного анализа при изучении актуальных проблем в сфере медицинского обслуживания.