Проблемы пространственного развития приграничных территорий для России в начале XXI века с полным на то основанием могут быть определены как вызовы для существования нашего государства. Колоссальную территорию, большая часть которой расположена на Севере и Крайнем Севере Европы и Азии, надо суметь защитить от внешних угроз. Достаточно упомянуть об активизации военно-политических действий США и стран НАТО в Северном Ледовитом океане и в Балтийском регионе после обострения международной напряженности в 2014 г. по настоящее время.
Не менее важно добиться устойчивого социально-экономического развития российского приграничья, достижения здесь таких стандартов качества жизни людей, которые обеспечат достаточную мотивацию для закрепления высококвалифицированных специалистов и молодежи, а также выравнивания региональных различий с более развитыми сопредельными странами, в частности с Финляндией.
По нашему глубокому убеждению, только путем государственного пространственного планирования и последовательной региональной политики на его основе можно добиться достижения такой цели. При этом было бы неверно ограничиться обобщением совокупности корпоративных стратегий в масштабе субъекта Федерации, федерального округа и, конечно, страны хотя бы потому, что не будет учтен комплекс внешних, в том числе глобальных, и внутренних вызовов и угроз (политических, военных, экологических, экономических, социальных). Только государство в состоянии оценить все риски, имеющийся потенциал развития территорий и достичь гармонизации национальных, региональных и корпоративных интересов на долгосрочную перспективу.
В действующих документах стратегического планирования РФ неизменно декларируется цель — обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения [1–3].
После распада СССР в 1991 г. существовавшее ранее неравенство в уровнях социально-экономического развития территорий углубилось. Особенно остро проблемы пространственного развития евразийской страны ощущаются на приграничных территориях, которые должны не только быть барьером, защищающим государство от возможной агрессии, но и одновременно торгово-экономическим, телекоммуникационным, научным и культурным мостом, связывающим страну с внешним миром. Так, в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО), за исключением Санкт-Петербурга и прилегающих к нему районов Ленинградской области, Мурманска как форпоста России в Арктике, имеющих приоритетное значение для безопасности государства, другие приграничные территории заметно отстают по уровню развития промышленной, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры. По данным Росстата, за период с 2000 по 2019 г. численность населения Мурманской области уменьшилась на 20 %, Республики Карелия — на 16, Псковской области — на 21 %. При этом заметно ухудшилась структура трудоспособного населения.