По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.14, 339.926 DOI:10.33920/vne-04-2009-07

Особенности пространственного планирования приграничных территорий Европейского Севера России: Карелия

Шлямин Валерий Александрович д-р экон. наук, научный руководитель, Институт североевропейских исследований Петрозаводского государственного университета, эксперт, Российский совет по международным делам, 185910, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 33, e-mail: shlyamin@petrsu.ru

В статье проанализированы темпы социально-экономического развития приграничных субъектов Северо-Западного федерального округа и сопредельных территорий Финляндии, обоснованы предложения по совершенствованию пространственного планирования на приграничных территориях на примере Республики Карелия.

Литература:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://static.government.ru/ media/files/aaooFKSheDLiM99HEcyr ygytfmGzrnAX.pdf (дата обращения: 26.06.2020).

2. Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.11.2011 № 2074-р) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sudact.ru/ law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot18112011-n-2074 (дата обращения: 26.06.2020).

3. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.02.2019). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/ mateial/dokumenty/rasporyazhenie_ ot_13_fevralya_2019_g_207_г.html (дата обращения: 26.06.2020).

Проблемы пространственного развития приграничных территорий для России в начале XXI века с полным на то основанием могут быть определены как вызовы для существования нашего государства. Колоссальную территорию, большая часть которой расположена на Севере и Крайнем Севере Европы и Азии, надо суметь защитить от внешних угроз. Достаточно упомянуть об активизации военно-политических действий США и стран НАТО в Северном Ледовитом океане и в Балтийском регионе после обострения международной напряженности в 2014 г. по настоящее время.

Не менее важно добиться устойчивого социально-экономического развития российского приграничья, достижения здесь таких стандартов качества жизни людей, которые обеспечат достаточную мотивацию для закрепления высококвалифицированных специалистов и молодежи, а также выравнивания региональных различий с более развитыми сопредельными странами, в частности с Финляндией.

По нашему глубокому убеждению, только путем государственного пространственного планирования и последовательной региональной политики на его основе можно добиться достижения такой цели. При этом было бы неверно ограничиться обобщением совокупности корпоративных стратегий в масштабе субъекта Федерации, федерального округа и, конечно, страны хотя бы потому, что не будет учтен комплекс внешних, в том числе глобальных, и внутренних вызовов и угроз (политических, военных, экологических, экономических, социальных). Только государство в состоянии оценить все риски, имеющийся потенциал развития территорий и достичь гармонизации национальных, региональных и корпоративных интересов на долгосрочную перспективу.

В действующих документах стратегического планирования РФ неизменно декларируется цель — обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения [1–3].

После распада СССР в 1991 г. существовавшее ранее неравенство в уровнях социально-экономического развития территорий углубилось. Особенно остро проблемы пространственного развития евразийской страны ощущаются на приграничных территориях, которые должны не только быть барьером, защищающим государство от возможной агрессии, но и одновременно торгово-экономическим, телекоммуникационным, научным и культурным мостом, связывающим страну с внешним миром. Так, в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО), за исключением Санкт-Петербурга и прилегающих к нему районов Ленинградской области, Мурманска как форпоста России в Арктике, имеющих приоритетное значение для безопасности государства, другие приграничные территории заметно отстают по уровню развития промышленной, транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры. По данным Росстата, за период с 2000 по 2019 г. численность населения Мурманской области уменьшилась на 20 %, Республики Карелия — на 16, Псковской области — на 21 %. При этом заметно ухудшилась структура трудоспособного населения.

Для Цитирования:
Шлямин Валерий Александрович, Особенности пространственного планирования приграничных территорий Европейского Севера России: Карелия. Международная экономика. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: