В настоящее время интенсивное развитие экономики настоятельно диктует необходимость профессиональной мобильности и конкурентоспособности работников. Определяющая роль организации работы медицинских сестёр в любой медицинской организации принадлежит руководителю сестринской службы. Медицинская сестра-руководитель решает важные стратегические вопросы, принимает решения в условиях крайней нестабильности, постоянного дефицита всех видов ресурсов. Для успешного выполнения задач руководителю недостаточно лишь знаний в области своей профессиональной компетенции. Важнейшими критериями ценности медицинской сестры как руководителя становятся её управленческие возможности, наличие лидерских качеств, коммуникативные и творческие способности, оптимизм, видение будущего и желание постоянно заниматься своим саморазвитием, профессиональным и должностным ростом.
В настоящее время личность медицинской сестры-руководителя рассматривается, во-первых, как профессиональный управляющий; во-вторых, специалист, организующий работу подчиненных ему сотрудников; в-третьих, специалист, использующий знания, опыт, интеллект и мотивы поведения людей для достижения целей организации; в-четвертых, специалист по управлению, реализующий одну или несколько систем функций управления. Сделав анализ деятельности медицинских организаций, легко отметить, что при одинаковых кадровых и финансовых возможностях успехи коллективов разные. Проблема заключается не только в объективных условиях, но и в личности организатора, медицинской сестры-руководителя, её способностей.
Для российского здравоохранения характерно формирование нового взгляда на личность руководителя сестринской службы — личности, способной объединять других людей, для достижения поставленных задач в рамках организаций, неформальных объединений и политических движений. Можно констатировать, что в настоящий момент существует несомненная потребность конкретных медицинских организаций и общества в специалистах, обладающих способностями к реализации лидерского поведения. В зависимости от целей организации, сферы её деятельности, от складывающейся ситуации внутри и вне организации деятельность на сходных управленческих позициях будет существенно различаться в ряде ключевых моментов. Различными являются требования к знаниям, навыкам и личностным качествам руководителя, требования к способам осуществления управленческой деятельности и решаемым задачам. Многое зависит от таких ситуационных факторов, как уровень развития группы, ожидания её членов, особенности поставленной задачи. Вместе с тем сохраняется универсальное значение таких индивидуальных качеств лидера как самостоятельность, инициативность, адаптивность и мотивация достижения. Для практического здравоохранения анализ особенностей проявления качеств личности у руководителей является актуальным, особенно с выявлением у них индивидуальных и ситуационных характеристик лидерства, которые в совокупности обеспечивают профессиональный и должностной рост.