При перемещении товара через таможенную границу у декларанта возникает обязанность совершить таможенные операции, в том числе таможенное декларирование с помещением товаров под таможенные процедуры. При этом выбор таможенной процедуры является прерогативой декларанта и зачастую зависит от цели перемещения товара и его дальнейшего использования.
Разделом IV Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС)1 предусмотрены 17 таможенных процедур, помещение под которые сопряжено для декларанта с выполнением определенных условий, например необходимостью уплаты таможенных платежей или внесением их обеспечения, предоставления документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, выполнения требования по идентификации товара, и в результате в зависимости от таможенной процедуры влекут за собой возможность владения или отчуждения.
В соответствии с ТК ЕАЭС таможенная процедура — это определенная совокупность правовых норм, определяющих для целей таможенного регулирования условия и порядок использования товаров на таможенной территории Евразийского экономического союза (далее — Союза) или за ее пределами.
И несмотря на то что законодательством точно определены условия помещения товаров под таможенную процедуру, в практике нередко случаются ситуации, которые приводят к нарушениям условий использования товаров в соответствии с выбранной таможенной процедурой. В данной статье рассмотрим один из наиболее часто встречающихся практических кейсов.
В рамках внешнеторгового договора была осуществлена поставка товара, который был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с целью дальнейшего использования на таможенной территории Союза без каких-либо ограничений. Условиями этой таможенной процедуры является уплата таможенных платежей (или внесение их обеспечения), соблюдение запретов и ограничений, а также мер нетарифного регулирования.
После помещения под таможенную процедуру товар приобрел статус товара Союза и использовался на его территории. В пределах гарантийного срока произошла поломка товара. По условиям контракта гарантийный ремонт товара возможен только после проведения технического тестирования и подтверждения гарантийного случая.