Таможенные процедуры являются одним из важнейших инструментов таможенного регулирования перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которые осуществляют импорт иностранных товаров на таможенную территорию ЕАЭС, обязаны заявить одну из таможенных процедур. При этом выбор таможенной процедуры является прерогативой декларанта, и такой выбор зависит от цели ввоза товара и его дальнейшего использования [1].
Одной из таможенных процедур, которая может применяться в отношении иностранных товаров, является таможенная процедура временного ввоза (рис. 1).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 219 ТК ЕАЭС процедура временного ввоза применяется в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары временно находятся и используются на таможенной территории ЕАЭС с частичной уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов либо без их уплаты.
Условия помещения товаров под процедуру временного ввоза [1, 3]:
- возможность идентификации товаров при завершении ее действия;
- частичная уплата таможенных платежей, за исключением случая, когда временный ввоз допускается без уплаты таможенных платежей;
- соблюдение условий временного нахождения и использования товаров;
- обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов;
- соблюдение запретов и ограничений.
В отношении товаров, помещаемых под процедуру временного ввоза, применяются две схемы освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов [4]:
1) полное освобождение;
2) частичное освобождение.
В целом в рамках процедуры временного ввоза освобождаются от уплаты таможенных платежей:
1) некоторые категории водных и воздушных судов, перечень которых приведен в Решении Совета ЕЭК от 20.12.2017 № 109;
2) товары, временно ввозимые с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей, перечень которых приведен в Решении Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 331.