По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Особенности применения двузначной и многозначных логик в социологии. Универсальная балльная шкала социальных измерений

Фурсов Валентин Владимирович кандидат философских наук, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (ГБОУ ВПО «МГПУ») Россия, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4., E-mail: vfursov@mail.ru

Автор сопоставляет формальную двузначную и многозначные логики и предлагает решение проблемы повышения достоверности, анализируемости, сопоставимости результатов социологических исследований при помощи универсальной балльной шкалы социологических измерений, основанной на использовании многозначных логик.

Литература:

1. Гетманова А.Д. Классическая и неклассические логики — необходимый компонент науки и современного образования / А.Д. Гетманова // Департамент образования г. Москвы, гос. образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы «Моск. гор. пед. ун-т» (ГОУ ВПО «МГПУ»), общеунив. каф. философии. — М.: МГПУ, 2010. — 95 с.

2. Карпенко А.С. Логики Лукасевича и простые числа. — М.: Наука, 2000. — 319 с.

3. Многозначные логики и их применения: Логические исчисления, алгебры и функциональные свойства / Под ред. В.К. Финна. — Т. 1. — М.: УРСС, 2008. — 416 с.

4. Фурсов В.В. Философско-методологические основания мониторинга образования: Дис. канд. филос. наук: 09.00.11. — М., 2013. — 150 c.

Классическая логика опирается на принцип двузначности, согласно которому высказывание может быть либо истинным, либо ложным. В математической интерпретации это означает, что набор значений, которые может занимать показатель истинности любого утверждения, сводится только к двум числам: 0 и 1, где 1 означает истину, а 0, соответственно, — ложь. При этом двузначная логика не предполагает ничего промежуточного между этими значениями. Однако в реальности в большинстве случаев приходится иметь дело с «неоднозначностями» и «неопределенностями» утверждений, и в этих случаях формально-логический подход не очень эффективен. Как результат решения указанной проблемы появились различные системы многозначных логик, в которых наряду с истинными и ложными утверждениями допускаются также разного рода «промежуточные утверждения».

Как известно, Аристотель, который ввел принцип двузначности, не считал его универсальным и не распространял его действие на все возможные случаи, в частности для утверждений, связанных с будущим. Аристотель полагал, что будущие события не подчиняются принципу двузначности, наступление их зависит от воли человека, исход их может быть случайным: ни истинным, ни ложным.

По мнению Аристотеля, прошлое и настоящее однозначно определены и не подвержены изменению в отличие от будущего. Подход Аристотеля уже в древности вызвал неоднозначную реакцию. Высоко оценивал его Эпикур, допускавший существование случайных событий. Известный же древнегреческий логик Хрисипп, категорически отрицавший случайное, с Аристотелем не соглашался, считая принцип двузначности одним из основополагающих для философии и логики.

Многозначные логики обязаны своим появлением польскому логику Я. Лукасевичу (1920) и американскому логику Э. Посту (1921), которые построили свои системы независимо друг от друга.

Я. Лукасевичем [2] была предложена трехзначная логика, основанная на предположении, что высказывания бывают истинными, ложными и возможными, или неопределенными. Все законы трехзначной логики Лукасевича оказались также законами и классической логики; обратное, однако, не имело места. Ряд классических законов отсутствовали в трехзначной логике. Среди них были закон противоречия, закон исключенного третьего, законы косвенного доказательства и др. То, что закона противоречия не оказалось в трехзначной логике, не означало, конечно, что она была в каком-то смысле противоречива или некорректно построена.

Для Цитирования:
Фурсов Валентин Владимирович, Особенности применения двузначной и многозначных логик в социологии. Универсальная балльная шкала социальных измерений. Ученый совет. 2015;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: