В наше время строительная отрасль считается одной из самых консервативных, однако с началом пандемии COVID-19 и последовавшими за ней ограничительными мерами темпы ее цифровизации значительно ускорились. Компаниям пришлось быстро адаптироваться к новым условиям и встраиваться в диджитал-процессы таким образом, чтобы сохранить ключевые показатели своей деятельности, такие как, например, объем продаж и доля рынка. Следовательно, произошло вынужденное внедрение цифровых технологий в деятельность строительных организаций.
В современных условиях происходящая сдача объектов на несколько месяцев позже установленных сроков, а также непредвиденные расходы в процессе возведения строительных объектов — это обычная практика. А для того чтобы организация развивалась и не несла убытки, нужно использовать инструмент, с помощью которого можно прогнозировать сроки строительства, фиксировать задержки и находить причины срыва сроков, иначе говоря, оперативно анализировать собственные бизнеспроцессы и решать проблемы на начальной стадии. В качестве такого инструмента может выступить CRMсистема, внедрение которой на данный момент особенно актуально в строительной сфере.
Customer Relationship Management, или CRM-система, — это система, которая позволяет хранить и обрабатывать информацию о клиентах, двусторонних обязательствах и сделках, в широком смысле это онлайн-офис как для взаимодействия с непосредственными клиентами, так и для управления задачами и проектами внутри самой компании. Внедрение такой системы позволит автоматизировать многие процессы, а также сделает возможным ведение единой информационной базы, что является особенно актуальным для строительных компаний, которым важно хранить и своевременно находить сведения об объектах недвижимости, поставщиках строительных материалов, то есть контролировать все процессы.
Отраслевые CRM-системы имеют свои особенности, а строительная сфера особенно нуждается в специализированной системе из-за своей специфики, которая заключается в большом объеме различного рода документов и ряда других факторов, влияющих на сроки реализации проектов [1]. Из всех этих факторов вытекают определенные требования к специализированной CRM-системе: