Почти каждая научная работа начинается с анализа степени исследованности проблемы и обзора имеющейся по ней литературы. Данная статья в этом смысле особенная, поскольку в библиографическом списке не фигурируют наименования, напрямую связанные с её тематикой. Причина проста: сам по себе этот тип педагогической работы достаточно нов, а исследований, напрямую связанных с преподаванием вокала дистанционным способом, ещё не существует. Вся литература, в названиях у которой фигурируют различные комбинации слов и словосочетаний «дистанционное обучение», «вокал», «информационные технологии», «преподавание музыки» и т.п., оказывается описанием того, какие технические устройства и программы можно использовать в области музыкальной педагогики. Научные работы, напрямую касающиеся того, как должен проходить дистанционный урок вокала, какие сложности возникают в ходе этого процесса, какими плюсами обладает подобная форма, отсутствуют.
Во всяком случае поисковые системы не демонстрируют в выдаче по запросу ни одной подобной работы, как на русском, так и на английском, немецком или итальянском языке. И вместо методической литературы по преподаванию вокала таким способом пользователь получает лишь рекламу учебных музыкальных заведений или курсов.
Однако события первой половины 2020 г. в полной мере продемонстрировали, что удалённая педагогическая работа необходима, что порой она неизбежна, следовательно, эта форма преподавания будет развиваться и требует создания соответствующей методологической базы.
«Современные проблемы требуют современных решений». Этот афоризм, пришедший в реальность из комедийного американского шоу [9], всё настойчивее доказывает свою истинность. И он вполне применим к области музыкальной педагогики. Таким современным решением становится использование интернет-платформ и мессенджеров, позволяющих осуществлять видеозвонки.
15 лет назад простое общение в такой форме ещё являлось новинкой, а преподавание вокала по этим каналам связи казалось почти немыслимым. Сегодня оно стало необходимостью, в значительной мере, вынужденной, так как этот способ сопровождается рядом трудностей и проблем, напрямую влияющих на качество процесса и значительно снижающих его эффективность.