По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.8 DOI:10.33920/nik-02-2011-09

Особенности преподавания вокального искусства дистанционно

Жаркова Василиса Алексеевна доцент кафедры искусства, АНО ВО «Московский гуманитарный университет», канд. искусствоведения, Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, 5, эл. почта: vasilisabella@yandex.ru

Статья носит обзорный характер и посвящена ключевым особенностям преподавания вокала дистанционным способом. В ней кратко описываются возникающие в ходе работы некоторые трудности и способы их преодоления.

Литература:

1. Бекенова Д.У. Информационные технологии в музыкальном образовании [Текст] / Д. У. Бекенова, Ж. А. Мухатаева. // Актуальные задачи педагогики (III): материалы междунар. заоч. науч. конф. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 151–153.

2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология [Текст]. — М.: МИП «NB Магистр», 1993. — 193 c.

3. Дмитриев Л. Основы вокальной методики [Текст]. — М.: Музыка, 1968. — 675 с.

4. Купавцева Т.И. Дистанционное музыкальное образование: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2016/05/17/ distantsionnoe-muzykalnoe-obrazovanie-problemy-i

5. Менабени А.Г. Самостоятельная работа студента при обучении сольному пению [Текст] // Вопросы вокальной педагогики. — Вып. 5. — М.: Музыка, 1976. — С. 247–261.

6. Морозов В.П. Профотбор вокалистов: экспериментально-теоретические основы объективных критериев. Помехоустойчивость певческого процесса. [Текст] // Вопросы вокальной педагогики. — Вып. 7. — М.: Музыка, 1984. — С. 173–213.

7. Шаппелл Д. «Шоу Шаппелла», сезон 2, эпизод 1. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Dave_Chappelle

Почти каждая научная работа начинается с анализа степени исследованности проблемы и обзора имеющейся по ней литературы. Данная статья в этом смысле особенная, поскольку в библиографическом списке не фигурируют наименования, напрямую связанные с её тематикой. Причина проста: сам по себе этот тип педагогической работы достаточно нов, а исследований, напрямую связанных с преподаванием вокала дистанционным способом, ещё не существует. Вся литература, в названиях у которой фигурируют различные комбинации слов и словосочетаний «дистанционное обучение», «вокал», «информационные технологии», «преподавание музыки» и т.п., оказывается описанием того, какие технические устройства и программы можно использовать в области музыкальной педагогики. Научные работы, напрямую касающиеся того, как должен проходить дистанционный урок вокала, какие сложности возникают в ходе этого процесса, какими плюсами обладает подобная форма, отсутствуют.

Во всяком случае поисковые системы не демонстрируют в выдаче по запросу ни одной подобной работы, как на русском, так и на английском, немецком или итальянском языке. И вместо методической литературы по преподаванию вокала таким способом пользователь получает лишь рекламу учебных музыкальных заведений или курсов.

Однако события первой половины 2020 г. в полной мере продемонстрировали, что удалённая педагогическая работа необходима, что порой она неизбежна, следовательно, эта форма преподавания будет развиваться и требует создания соответствующей методологической базы.

«Современные проблемы требуют современных решений». Этот афоризм, пришедший в реальность из комедийного американского шоу [9], всё настойчивее доказывает свою истинность. И он вполне применим к области музыкальной педагогики. Таким современным решением становится использование интернет-платформ и мессенджеров, позволяющих осуществлять видеозвонки.

15 лет назад простое общение в такой форме ещё являлось новинкой, а преподавание вокала по этим каналам связи казалось почти немыслимым. Сегодня оно стало необходимостью, в значительной мере, вынужденной, так как этот способ сопровождается рядом трудностей и проблем, напрямую влияющих на качество процесса и значительно снижающих его эффективность.

Для Цитирования:
Жаркова Василиса Алексеевна, Особенности преподавания вокального искусства дистанционно. Ученый совет. 2020;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: