В соответствии с ФЗ №210 от 27 июля 2010 года «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ) — организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна»» [1].
Экспериментально МФЦ начали создаваться в 2007–2010 гг., в 2011–2015 гг. их процесс создания был завершен. С 2016 г. начался процесс перевода наиболее востребованных услуг с бумажных носителей в электронную форму на базе единого портала госуслуг. В результате, к 2020 году сеть МФЦ охватила 98,2% населения (рис. 1).
Многофункциональные центры создаются в форме филиалов Государственного бюджетного учреждения МФЦ города Москвы на основании решений заместителя мэра Москвы в Правительстве Москвы. В 2021 году в Москве функционируют 143 центра, из них 5 флагманских офисов, оказывающих расширенный перечень услуг. Все МФЦ работают 7 дней в неделю.
Поскольку МФЦ являются бюджетными учреждениями, то в соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации [3]. Кроме того, Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы ежегодно утверждает Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда, в которых излагаются основные принципы формирования систем оплаты труда, перечень норм и условий оплаты труда, системы оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, формирование фондов оплаты труда и др. [4].