Внедрение новых форм коммуникаций между людьми, создание новых технологий, которые приводят к формированию в обществе таких понятий, как «умный дом», «умный город» и т. д., являются двигателем трансформационных процессов в современном обществе, которые обусловливают стремительное развитие цифровых технологий, затрагивающие все сферы общества и изменяющие структуру экономики [1].
Важно отметить, что это означает, как и в производстве, в социальной, культурной, политической сферах, происходят изменения, оказывающие влияние на общественные отношения и его институты.
Компьютер и интернет создали культуру, в которой в дефиците не информация, а ориентация. То есть не хватает времени, которое мы должны уделять избыточно прибывающей информации. Управление знаниями поэтому должно сосредоточиться прежде всего на фильтрации релевантной, имеющей прямое отношение к задаче информации для принятия решений в условиях неопределенности и недостатка времени. Мы непрерывно отправляем, получаем и сохраняем информацию, и это означает, что мы включены в мировую коммуникацию [2].
Изменения в трудовом праве и его отдельных институтов во многом предопределены развитием цифровых технологией — цифровизацией трудового права [3].
Часть 1 ст. 312.4 Трудового кодекса РФ регламентирует режим работы и отдыха дистанционных работников. Очевидно, что возникают определенные проблемы при разработке режима труда рабочего времени дистанционному работнику. В соответствии с указанной статьей режим рабочего времени и времени отдыха дистанционного работника устанавливается им по своему усмотрению, если иное не предусмотрено трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору, коллективным договором, локальным нормативным актом. Это не освобождает работодателя от обязанности вести учет рабочего времени такого работника. Причем время взаимодействия дистанционного работника с работодателем включается в рабочее время.
Установленный самостоятельный выбор работника может привезти к возникновению определенных рисков. Во-первых, сложность контроля рабочего времени при дистанционном режиме труда. Во-вторых, проблемы взаимодействия для оперативного решения вопросов. Доступность работника в рабочее время может не совпадать с режимом труда остальных сотрудников, взаимодействие которых необходимо для оперативного решения задач. Поэтому следует определять границы дистанционного времени работы.