По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339 DOI:10.33920/VNE-03-2201-03

Особенности поведения потребителей разных поколений в процессе осуществления покупок в электронной торговле

Зайцева Кристина Дмитриевна студент, 4-й курс ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова»
Александр Федорович Никишин кандидат технических наук, доцент базовой кафедры торговой политики ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова»

В настоящее время электронная коммерция играет все большую роль в современном мире, развиваясь и наращивая темпы быстрее, чем традиционная торговля. Число потребителей, выбирающих цифровые технологии при осуществлении покупок, также растет, что определяет важность сегментирования покупателей в деятельности интернет-магазинов. Одним из факторов, определяющих потребительский выбор, является отнесение покупателей к тому или иному поколению. В статье рассматривается влияние поколений потребителей на продажи в электронной торговле.

Литература:

1. Архипов А. Е., Еськов В. Д. Теория поколений в маркетинговом управлении: ретроспективно-дискурсивный аспект проблематики // Современные технологии управления. 2020. № 3 (93). С. 15.

2. Брагин Л. А., Никишин А. Ф., Сурдина А. В. Потенциал продаж и особенности реализации продовольственных товаров в условиях развития электронной торговли // Экономика и предпринимательство. 2019. № 8 (109). С. 646–649.

3. Брагин Л. А., Панкина Т. В., Никишин А. Ф. Конкурентоспособность организаций малого бизнеса в сфере торговли // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 11. С. 3493–3502.

4. Депутатова Е. Ю., Ильяшенко С. Б. Особенности поведения потребителей в электронной торговле // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9–3 (86). С. 414–418.

5. Земскова Е. С. Анализ поведения потребителей в цифровой экономике с позиции теории поколений // Вестник евразийской науки. 2019. Т. 11. № 5. С. 28.

6. Каращук О. С. Возможности развития общественного питания в условиях кризиса финансового рынка // Вестник Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова. 2009. № 1 (25). С. 103–106.

7. Каращук О. С. Совершенствование государственного нормирования розничной торговой сети России // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2018. № 6 (102). С. 152–163.

8. Каращук, О. С. Поколения потребителей и их влияние на ассортимент в торговле / О. С. Каращук, Е. А. Майорова // Российское предпринимательство. — 2018. — Т. 19. — № 11. — С. 3335–3346. — DOI 10.18334/rp.19.11.39583.

9. Красильникова Е. А., Баскаков В. А. Фармацевтический рынок России: вызовы, оценки, перспективы // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 4–2. С. 222–227.

10. Красильникова Е. А. Товародвижение: системы управления в современных условиях. В сборнике: Развитие экономики и предпринимательства в условиях экономических стратегий импортозамещения. Материалы международной научно-практической конференции, сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов. под ред. Малышкова В. И., 2015. С. 109–111.

11. Красильникова Е. А., Брагин Л. А. Структура товарных ресурсов Российской Федерации как основа формирования базового ассортимента торговли // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 3. С. 633–642.

12. Майорова Е. А. Деловая репутация и социальная ответственность торговых организаций // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 45–48.

13. Панасенко С. В., Рамазанов И. А. Нейротехнологии визуального мерчандайзинга в розничной торговле // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 3. С. 657–670.

14. Панкина Т. В. Особенности организации торговли цифровыми товарами. В сборнике: проблемы социально-экономического развития регионов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. С. 67–69.

15. Попенкова Д. К. Перспективы развития e-commerce // Экономика и предпринимательство. 2019. № 11 (112). С. 670–682.

16. Радаев В. В. Миллениалы на фоне предшествующих поколений: эмпирический анализ // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 15–33

17. Рамазанов И. А., Шальнова О. А., Швайко В. В. Поведение покупателей в эпоху глобальных рынков и новых информационных технологий // Маркетинг в России и за рубежом. 2017. № 2. С. 31–41.

18. Сурдина А. В., Никишин А. Ф. Цифровые технологии и их влияние на развитие торговой деятельности в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2021. № 4 (129). С. 671–674.

19. Panasenko S. V., Ramazanov I. A., Bragin L. A., Boykova A. V, Surdina A. V. Regional e-commerce development in the context of the COVID-19 pandemic // Revista Geintec-Gestao Inovacao e Tecnologias. 2021, № 3 (11)

20. Индикаторы информационного общества: 2016: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, М. А. Кевеш и др. — М.: НИУ ВШЭ, 2016. — 304 с Сайт ассоциации компаний Интернет-торговли (АКИТ). [Электронный ресурс] -Режим доступа http://www.akit.ru/ (дата обращения 22.10.2021).

21. Сайт исследовательского агентства «PwC в России». [Электронный ресурс] -Режим доступа https://www.pwc.ru/ (дата обращения 12.11.2021).

22. Сайт консалтингового агентства “ Markswebb». [Электронный ресурс] -Режим доступа https://www.markswebb.ru/ (дата обращения 12.11.2021).

23. Сайт исследовательского агентства «SimilarWeb». [Электронный ресурс] -Режим доступа https://www. SimilarWeb.ru/ (дата обращения 12.11.2021)

1. Arkhipov A.E., Eskov V.D. Teoriia pokolenii v marketingovom upravlenii: retrospektivnodiskursivnyi aspekt problematiki [The theory of generations in marketing management: a retrospective-discursive aspect of the problematics] // Sovremennye tekhnologii upravleniia [Modern management technologies]. 2020. No. 3 (93). P. 15. (In Russ.)

2. Bragin L.A., Nikishin A.F., Surdina A.V. Potentsial prodazh i osobennosti realizatsii prodovolstvennykh tovarov v usloviiakh razvitiia elektronnoi torgovli [Sales potential and peculiarities of the sale of food products in the context of the development of e-commerce] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. 2019. No. 8 (109). P. 646-649. (In Russ.)

3. Bragin L.A., Pankina T.V., Nikishin A.F. Konkurentosposobnost organizatsii malogo biznesa v sfere torgovli [Competitiveness of small business organizations in the fi eld of trade] // Rossiiskoe predprinimatelstvo [Russian Entrepreneurship]. 2018. Vol. 19. No. 11. P. 3493-3502. (In Russ.)

4. Deputatova E.Iu., Iliashenko S.B. Osobennosti povedeniia potrebitelei v elektronnoi torgovle [Features of consumer behavior in e-commerce] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. 2017. No. 9-3 (86). P. 414-418. (In Russ.)

5. Zemskova E.S. Analiz povedeniia potrebitelei v tsifrovoi ekonomike s pozitsii teorii pokolenii [Analysis of consumer behavior in the digital economy from the perspective of the theory of generations] // Vestnik evraziiskoi nauki [Bulletin of Eurasian Science]. 2019. Vol. 11. No. 5. P. 28. (In Russ.)

6. Karashchuk O.S. Vozmozhnosti razvitiia obshchestvennogo pitaniia v usloviiakh krizisa fi nansovogo rynka [Opportunities for the development of public catering in the context of the fi nancial market crisis] // Vestnik Rossiiskoi ekonomicheskoi akademii im. G.V. Plekhanova [Bulletin of the Plekhanov Russian Economic Academy]. 2009. № 1 (25). P. 103-106. (In Russ.)

7. Karashchuk O.S. Sovershenstvovanie gosudarstvennogo normirovaniia roznichnoi torgovoi seti Rossii [Improvement of the state regulation of the retail trade network of Russia] // Vestnik Rossiiskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G.V. Plekhanov [Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics]. 2018. No. 6 (102). P. 152-163. (In Russ.)

8. Karashchuk O.S. Pokoleniia potrebitelei i ikh vliianie na assortiment v torgovle [Generations of consumers and their infl uence on the assortment in trade] / O.S. Karashchuk, E.A. Maiorova // Rossiiskoe predprinimatelstvo [Russian Entrepreneurship]. - 2018. - Vol. 19. - No. 11. - P. 3335-3346. – DOI 10.18334/rp.19.11.39583. (In Russ.)

9. Krasilnikova E.A., Baskakov V.A. Farmatsevticheskii rynok Rossii: vyzovy, otsenki, perspektivy [Russian pharmaceutical market: challenges, assessments, prospects] // Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. 2019. No. 4-2. P. 222-227. (In Russ.)

10. Krasilnikova E.A. Tovarodvizhenie: sistemy upravleniia v sovremennykh usloviiakh [Commodity circulation: control systems in modern conditions]. In the collection: Razvitie ekonomiki i predprinimatelstva v usloviiakh ekonomicheskikh strategii importozameshcheniia [Development of the economy and entrepreneurship in the context of economic strategies for import substitution]. Materials of the international scientifi c and practical conference, a collection of scientifi c articles of teachers, PhD students and students. Ed. Malyshkov V.I., 2015. P. 109-111. (In Russ.)

11. Krasilnikova E.A., Bragin L.A. Struktura tovarnykh resursov Rossiiskoi Federatsii kak osnova formirovaniia bazovogo assortimenta torgovli [The structure of commodity resources of the Russian Federation as the basis for the formation of the basic assortment of trade] // Rossiiskoe predprinimatelstvo [Russian Entrepreneurship]. 2018. Vol. 19. № 3. P. 633-642. (In Russ.)

12. Maiorova E.A. Delovaia reputatsiia i sotsialnaia otvetstvennost torgovykh organizatsii [Business reputation and social responsibility of trade organizations] // Karelskii nauchnyi zhurnal [Karelian Scientifi c Journal]. 2016. Vol. 5. No. 2 (15). P. 45-48. (In Russ.)

13. Panasenko S.V., Ramazanov I.A. Neirotekhnologii vizual'nogo merchandaizinga v roznichnoi torgovle [Neurotechnologies of visual merchandising in retail] // Rossiiskoe predprinimatelstvo [Russian Entrepreneurship]. 2018. Vol. 19. No. 3. P. 657-670. (In Russ.)

14. Pankina T.V. Osobennosti organizatsii torgovli tsifrovymi tovarami [Features of the organization of trade in digital goods]. In the collection: Problemy sotsialno-ekonomicheskogo razvitiia regionov [Problems of socio-economic development of regions]. Collection of articles of the International Scientifi c and Practical Conference. P. 67-69. (In Russ.)

15. Popenkova D.K. Perspektivy razvitiia e-commerce [Prospects for the development of e-commerce] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. 2019. No. 11 (112). P. 670-682. (In Russ.)

16. Radaev V.V. Millenialy na fone predshestvuiushchikh pokolenii: empiricheskii analiz [Millennials against the background of previous generations: an empirical analysis] // Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological research]. 2018. No. 3. P. 15–33. (In Russ.)

17. Ramazanov I.A., Shalnova O.A., Shvaiko V.V. Povedenie pokupatelei v epokhu globalnykh rynkov i novykh informatsionnykh tekhnologii [Buyers' behavior in the era of global markets and new information technologies] // Marketing v Rossii i za rubezhom [Marketing in Russia and abroad]. 2017. No. 2. P. 31-41. (In Russ.)

18. Surdina A.V., Nikishin A.F. Tsifrovye tekhnologii i ikh vliianie na razvitie torgovoi deiatelnosti v sovremennykh usloviiakh [Digital technologies and their impact on the development of trading activities in modern conditions] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. 2021. № 4 (129). P. 671-674. (In Russ.)

19. Panasenko S.V., Ramazanov I.A., Bragin L.A., Boykova A.V, Surdina A.V. Regional e-commerce development in the context of the COVID-19 pandemic // Revista Geintec-Gestao Inovacao e Tecnologias. 2021, № 3(11).

20. Indikatory informatsionnogo obshchestva [Indicators of the information society]: 2016: statistical collection / G.I. Abdrakhmanova, L.M. Gokhberg, M.A. Kevesh et al. - M.: NRU HSE, 2016. - 304 p. (In Russ.) Site of the Association of Internet Trade Companies (AKIT). [Electronic resource] - Access mode: http://www.akit.ru/ (date of access 22.10.2021).

21. Site of the research agency “PwC in Russia”. [Electronic resource] - Access mode: https://www. pwc.ru/ (date of access 12.11.2021).

22. Site of the consulting agency "Markswebb". [Electronic resource] - Access mode: https://www. markswebb.ru/ (date of access 12.11.2021).

23. Site of the research agency “SimilarWeb”. [Electronic resource] - Access mode: https: // www. SimilarWeb.ru/ (date of access 12.11.2021).

Людей различных возрастов в какой-то степени объединяют схожие поведенческие черты, которые должны быть всегда учтены во время абсолютно любых коммуникаций, как бытовых, так и деловых. Безусловно, они разделены годами. Однако, практически все поколения преследуют одну цель — купить качественный товар. Изучение потребителей играет важную роль в повышении конкурентоспособности организаций малого бизнеса [3].

На сегодняшний день существует множество исследований, показывающие, как ведут себя представители различных поколений при осуществлении покупок в интернет-магазинах, и на что они опираются при выборе тех или иных товаров [1,4,5,8,13,16,17]. Ряд исследований основываются на гипотезе, которая выдвинули два американца Уильям Штраус и Нил Хау в 1991 году. Впоследствии она получила название «теория поколений». Толчком к развитию данной гипотезы послужила неоднородность тех ценностей, которые разделяют люди, выросшие в одной и той же стране, но повзрослевшие в разные периоды времени. Авторы теории увидели некую, очень интересную закономерность, которая лежала в основе чередования поколений. Так, по мнению авторов, интервал, который отводится на формирование одного поколения, составляет двадцать лет, через восемьдесят лет цикл повторяется, то есть через четыре поколения. Итак, на тот момент выделялись следующие шесть поколений:

1. поколение GI, или же другое название «поколение победителей» (годы рождения представителей: 1900–1923);

2. молчаливое поколение (1923–1943);

3. поколение беби-бумеров (1943– 1963);

4. поколение X (1963–1983);

5. поколение Y (1983–2003), миллениалы;

6. поколение Z (2003 и позднее), центениалы.

Конечно, в рамках исследований поведенческих черт при осуществлении покупок чаще рассматриваются именно последние три, иногда четыре, поколения. Также необходимо помнить и том, что границы между данными поколениями могут быть немного размыты, и одно может включать в себя некоторые черты другого. Так, согласно многочисленным исследованиям, было выяснено, что для поколения беби-бумеров свойственны такие черты, как довольно скептическое отношение к передовым технологиям, недоверием им и некая подозрительность. Также им характерно раннее заключение брака и относительно невысокий процент разводов. Кроме того, рассматривая его в разрезе осуществления покупок, оно лояльно относится к тем брендам, которые уже знакомы. Выяснилось также, что люди, входящие в поколение X, хорошо реагируют практически на все типы рекламных кампаний. Необходимо также отметить, что для них немаловажным является именно сарафанное радио. Они привыкли перед покупками внимательно ознакомиться с характеристиками товара. Поэтому более половины представителей поколения предпочтут купить вещь уже знакомого бренда, даже если им придется переплатить за нее. Анализируя поколение Y, отмечается, что они имеют высокий уровень образованности, а отсюда и немалое количество требований. При осуществлении покупок они чаще используют смартфоны, нежели компьютеры. Миллениалы с легкостью оплачивают товары онлайн, но несмотря на это, они практически постоянно отслеживают разнообразные акции в интернет-магазинах, оформляют карты лояльности, то есть, как правило, они чаще стремятся сэкономить. Кроме того, согласно исследованиям, проводившимся консалтинговым агентством Markswebb [23], чуть больше 50 % всех онлайн-покупок приходится на поколение Y. Так, перед покупкой того или иного продукта, они, как было отмечено ранее, пытаясь сэкономить, отслеживают акции, сравнивают цены магазинов в поисках качественной, но менее дорогой вещи.

Для Цитирования:
Зайцева Кристина Дмитриевна, Александр Федорович Никишин, Особенности поведения потребителей разных поколений в процессе осуществления покупок в электронной торговле. Лизинг. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: