• • •
Отечественный финансовый контроль в настоящее время играет важную роль в обеспечении экономической безопасности государства и эффективности использования государственных ресурсов, стабильности функционирования национальной экономики и экономических субъектов, выявлении, расследовании, доказывании, предупреждении преступлений и правонарушений экономической направленности, своевременности и полноте поступления в бюджеты всех уровней налогов и сборов. Об этом свидетельствуют результаты исследований, проведенных отечественными и зарубежными учеными.
В связи с этим важным вопросом является изучение и разработка научных положений, касающихся структуры и содержания современного финансового контроля, а также элементов (компонентов), входящих в систему отечественного финансового контроля, для их последующего развития и совершенствования.
В соответствии с общепринятой в научной и учебно-методической литературе классификацией финансовый контроль включает следующие основные направления:
• государственный;
• негосударственный (аудит, банковский контроль);
• общественный;
• внутрихозяйственный;
• правовой;
• гражданский [1, с. 22–23].
Все указанные направления финансового контроля включают в себя определенный набор видов контроля, которые, по нашему мнению, являются элементами современной системы отечественного финансового контроля. К таким элементам (компонентам) следует отнести ревизии, аудиторские и налоговые проверки, бухгалтерские экспертизы, целевые проверки уполномоченных государственных органов.
По-прежнему дискуссионным остается вопрос отнесения рассматриваемых элементов (компонентов) финансового контроля к видам, методам, средствам, формам и приемам (способам). Подобная неоднозначность прослеживается в современных научных разработках, учебно-методической и справочной литературе.
Не ставя под сомнение компетентность авторов, предлагающих в качестве составных элементов финансового контроля весь спектр различных категорий и понятий, предлагаем обратиться к мнению классика и толкователя русского языка С.И. Ожегова. По его мнению, вид — это «подразделение в систематике, входящее в состав высшего раздела — рода; внешность, видимый облик, состояние» [2, с. 74], а форма — «внешнее очертание, наружный вид предмета; структура, внешнее выражение чего-нибудь, обусловленные определенным содержанием» [2, с. 761].