В современных российских компаниях существуют методы мотивации, используемые как в практике западных организаций, так и используемые только фирмами России. Общая тенденция в области мотивации в западных компаниях заключается в том, что доля материальных стимулов уменьшается, а доля нематериальных возрастает. В отечественных организациях складывается противоположная ситуация. Это связано с тем, что и работодатели, и наемные работники в большинстве случаев заинтересованы в финансовой составляющей.
На сегодняшний день основным приоритетом российских компаний является решение проблем, которые связаны со временем, затраченным на работу, здоровьем и семьей [1]. Часто в организациях работодатели задерживают своих подчиненных для выполнения дополнительных заданий во внерабочее время, устанавливают короткие сроки для достижения целей, делегируют дополнительные полномочия, не учитывая достаточно плотный график. Несмотря на то, что данный вопрос достаточно значим в наше время, только 19 % организаций проводят регулярные мероприятия, нацеленные на поддержку работников и их семей, 43 % организаций делают это время от времени, а еще 38 % лишь планируют внедрение подобных мероприятий [2].
На сегодняшний день наиболее популярные направления поддержки сотрудников следующие [2]:
• Медицинское страхование (81 %).
• Частичная компенсация стоимости страховых программ, которые работники самостоятельно открывают для своих семей (62 %).
• Готовность организации видоизменять график под потребности сотрудников (62 %).
• Предоставление питания в офисе (53 %).
Опираясь на исследование, проведенное онлайн-сервисом Recruitnet.ru, можно заметить, что существует несколько основных направлений, по которым организации планируют осуществление программ поддержки своих сотрудников. Лидерами данных направлений являются: «забота о здоровье» и «здоровое питание», т. е. 43 % среди опрошенных присвоили каждому из данных пунктов высший балл, также направление «отдых и путешествие сотрудников» получило от 38 % опрошенных высший балл. Следует отметить, что весьма большая заинтересованность проявляется к программам по формированию у работников «полезных привычек» — 57 % опрошенных в данном пункте поставили 4 и 5, способность находить «баланс работы и жизни» — среди опрошенных 42,3 % поставили в данном пункте 4 и 5, помощь работникам «в развитии детей» — 47,6 % поставили 4 и 5 [2]. Разные ответы получились в таких направлениях, как «забота о красоте», «семейная психология», «имидж и стиль сотрудников» и «помощь в детско-родительских отношениях». Половина опрошенных отнесли данные направления к совершенно неактуальным, а вторая половина отметила данные категории достаточно важными.