Оперативное решение об эвакуации пациентов с инфекционными заболеваниями или тех, кто пострадал в результате биологической атаки или эпидемии, осложняется многими факторами, включая этиологию. Пациенты с инфекционными заболеваниями могут передавать заболевания даже после начала лечения. Кроме того, медицинские учреждения могут быть перегружены при массовых поражениях, что требует быстрой эвакуации (рис. 1).
Довольно мало статей опубликовано в отношении аэромедицинской эвакуации (АЭ) пациентов с инфекционными заболеваниями или жертвами эпидемий (по типу вируса Эбола). Недавний поиск в электронной базе данных MEDLINE (с 1966 по январь 2015 г.), в котором запрашивалось пересечение ключевых слов «биологическое поражение» и «аэромедицинская эвакуация» или «перевозка пациентов», дал лишь одну цитату [1].
Аэромедицинская эвакуация американских военнослужащих с заразными болезнями обычно осуществлялась практически с момента создания военной службы в 1942 г. Во время Второй мировой войны самолеты C-46 Commandos, C-47 Skytrains и C-54 Skymasters были переоборудованы для перевозки больных после выгрузки военного груза, становясь санитарными машинами на своих обратных рейсах в Соединенные Штаты.
Вскоре воздушный транспорт был определен как наиболее желательный метод эвакуации для всех, кроме самых тяжелых пациентов с активным туберкулезом [57]. Больные с большими кавернозными полостями или травматическим пневмотораксом не могли перемещаться по воздуху, потому что объем внутриплеврального газа удваивался, так как эти самолеты поднимались над уровнем моря до 6000 м. В большинстве случаев пациенты содержались в больницах на месте до тех пор, пока не собиралось достаточное количество для заполнения выделенного рейса больных туберкулезом. Обычно присутствовала обученная медсестра и применялись строгие санитарные меры и надлежащая изоляция. Однако авиационный персонал не проходил скрининга на туберкулез [57]. Следовательно, число новых случаев туберкулезной инфекции, возникающих во время этих эвакуаций, не известно.