Благодаря достижениям фармакологии и генетики, внедрению роботизированной техники и цифровых технологий, в настоящее время многие неизлечимые ранее болезни преодолены. Вместе с тем остаются заболевания, представляющие собой и сегодня такую же актуальную проблему, как сотни и тысячи лет назад. Лечение хронических ран ставило в тупик врачей с древних времен. Свои пути в решении данной проблемы искали медики Древнего Египта, Китая, Индии, Греции, средневековой Европы; не утратила она своей значимости и в наши дни.
От эффективности лечения хронических ран зависит исход раневого процесса и трудоспособность пациента. В условиях глобального негативного изменения природной среды (урбанизация, естественные и техногенные катастрофы) происходит изменение биологических свойств раневой микрофлоры и иммунной защиты человека, что оказывает влияние на течение раневого процесса.
Стоимость лечения пациентов с хроническими ранами очень высока [1, 100]. Например, в странах с низким уровнем доходов стоимость лечения хронической язвы диабетической стопы может быть эквивалентна 5,7 объема годового дохода больного, что потенциально может привести к финансовому краху для этих пациентов и их семей [21, 33, 57].
Единого определения понятия «хроническая рана» до сих пор не существует. В литературных источниках наряду с термином «хроническая рана» встречаются такие, как «длительно не заживающая рана», «трофическая язва», «сложная» или «проблемная» рана. Единого временного критерия определения хронической раны также нет. Согласно определению специального заседания Европейского общества репарации тканей (Сardiff , Wales, сентябрь 1996 г.), «хронической следует считать рану, не заживающую в течение периода, который является нормальным для ран подобного типа или локализации». Одни авторы хронической считают рану, существующую более 4 недель без признаков активного заживления, другие называют хронической вторично заживающую рану, которая, несмотря на адекватную терапию, в течение 8 недель не проявляет тенденции к заживлению. Исключение составляют обширные раневые дефекты с признаками активной репарации [1, 44, 45, 52, 60].