С 1 января 2021 года в Российской Федерации вступил в силу Федеральный стандарт бухгалтерского учета «Запасы», утвержденный приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н [1]. Запасы представляют собой достаточно емкую статью, к ней относятся достаточно разнородные ценности: сырье и материалы, из которых производится продукция; незавершенное производство, на производство которого уже списаны сырье и материалы, но продукция еще не произведена; готовая продукция, которая уже произведена организацией, но еще не продана покупателям. Материально-производственные запасы, извлеченные из выбывших объектов основных средств, в соответствии со вступившим в силу с 1 января 2021 года ФСБУ 5/2019 и актуализированным в 2019 году ПБУ 16/02 оцениваются различным образом в зависимости от предназначения — использовать их в отчитывающейся организации либо продать их на сторону.
Цель исследования: изучение применения способов оценки, предусмотренных ФСБУ 5/2019 и ПБУ 16/02, к материальным ценностям, извлекаемым при выбытии (списании) объектов основных средств, в зависимости от дальнейшего предназначения этих материальных ценностей.
Задачи исследования: обоснование практической возможности реализации требований ФСБУ 5/2019 «Запасы» и ПБУ 16/02 «Информация по прекращению деятельности» к оценке материальных ценностей, оприходованных при выбытии основных средств.
Изучены законодательные, нормативные и рекомендательные документы, регулирующие порядок проведения оценок материальных ценностей, принимаемых к учету в результате демонтажа выбывающих основных средств.
Логика построения ФСБУ 5/2019 такова, что п. 10–22 регулируют учет всех запасов, кроме незавершенного производства и готовой продукции, а п. 23–27 — учет незавершенного производства и готовой продукции.
В соответствии с подп. «в» п. 11 ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость запасов (кроме незавершенного производства и готовой продукции) включаются затраты по доведению запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.