Реализуемый с середины 2000-х гг. в рамках бюджетной реформы методологический подход к планированию и исполнению государственного и местных бюджетов — бюджетирование, ориентированное на результат, или БОР, при котором используются методы распределения бюджетных ресурсов в согласовании с целями, задачами, функциями государства с учетом меняющихся приоритетов государственной политики, предполагает контроль результативности расходования бюджетных средств путем оценки достижения количественных и качественных показателей исполнения [1].
Известно, что результативность — это степень достижения запланированных результатов, а экономическая эффективность — соотношение между достигнутыми результатами и затраченными ресурсами.
Для определения экономической эффективности в масштабе страны важно правильно оценить эффект, получаемый во всех секторах рыночного хозяйства, в том числе в секторах государственного управления и некоммерческих, в т.ч. медицинских, организаций [6].
Наряду с экономической эффективностью развитие рыночных систем хозяйствования характеризуется социальной эффективностью. По мнению авторов, социальная эффективность рыночного хозяйства — это сложная многофункциональная система связей, опосредующая достижение конечной цели любой формы организации общественного производства, в том числе и рыночной, — удовлетворение потребностей людей, развитие человека [6].
Современными обобщающими показателями социальной эффективности рыночного хозяйства являются: уровень и качество жизни населения страны; уровень благосостояния; степень и способ удовлетворения наиболее важных социальных потребностей и др. Во многом представленные показатели зависят от здоровья нации и соответственно от эффективно и грамотно функционирующей системы здравоохранения.
Общей тенденцией для развитых стран мира становится постоянное увеличение расходов на здравоохранение, связанное с внедрением новых медицинских технологий и лекарственных средств, с изменениями в структуре заболеваемости и демографическими проблемами.