Статья поступила 22.01.2017 г.
Культурные заимствования — естественный процесс развития этнических и национальных культур. Интенсификация коммуникационных процессов в ХХ в. привела к тому, что даже «железный занавес» не смог препятствовать проникновению в советское пространство западных культурных образцов.
В результате различные формы проявления идеологически выверенной советской культуры периодически сталкивались с конкурентами в лице джазовой музыки, движения стиляг, рок-культуры и др. После распада СССР процессы культурного заимствования значительно интенсифицировались. Исследователи писали и продолжают писать о феномене американизации российской культуры. В рамках данной статьи мы рассмотрели процессы культурного заимствования на двух конкретных примерах — рок-культуре и хип-хоп культуре.
Наша научная гипотеза заключается в том, что функции заимствованных образцов европейской культуры в каждом конкретном случае могут быть различны. Их функциональное назначение будет зависеть от той социокультурной ситуации, в которой бытуют заимствованные образцы. И рок, и хип-хоп обладают большим потенциалом для протеста и критики. Посмотрим, является ли его наличие непременным условием его актуализации.
С данной целью будут рассмотрены небольшие периоды существования данных культур: 60-е — 80-е гг. ХХ в. для рок-культуры и 90-е гг. для хип-хоп культуры. Выбранные границы имеют следующее обоснование: так как в гипотезе нашего исследования мы связываем функции заимствованных культурных образцов с социокультурными условиями их бытования, то для анализа нам необходимы периоды относительной гомогенности социокультурной ситуации, ибо динамика условий может привести к динамике функций и возникновению неопределенности в результатах исследования. В данном случае 60-е — 80-е гг. — это временные рамки существования рока в пространстве советской культуры до отказа от советской идеологии, а 90-е гг. — время распространения хип-хопа в России в условиях переходного периода развития страны.