По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 782/785

Особенности освоения европейского культурного опыта: на материале рок-культуры и хип-хоп культуры

Кузовенкова Юлия Александровна. ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет». Россия, 443099, Самара, ул. Чапаевская, 89, e-mail: mirta-80@mail.ru

Данное компаративное исследование посвящено изучению особенностей функционирования рока и хип-хопа в пространстве отечественной культуры. Автор исследует, как социокультурные условия бытования заимствованных культурных образцов влияют на их функции. Статья основана на данных полевых исследований, проведенных в Самаре.

Литература:

1. Головин В.В., Лурье М.Л. Подростковые сообщества в современной России: мегаполис, провинция и деревня // Мальчики и девочки: реалии социализации: сборник статей. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2004. — С. 60–66.

2. Касьянова Е.В. Рок-культура в  контексте современной культуры: автореф. дис. ... к-та филос. наук. — СПб., 2003. — 24 с.

3. Набок И.Л. Рок-культура как эстетический феномен: автореф. дис. … д-ра филос. наук. — М., 1993. — 40 с.

4. Тарасов А.Н. Конфликт молодежных субкультур: пример Набережных Челнов // Индекс / Досье на цензуру. — 2006. — № 23. [Электронный ресурс.] URL: http://www.index.org.ru/journal/23/tarasc.html (Дата обращения: 08.07.2016).

5. Чернякова Н.С. Ценности и оценки как элементы социокультурной деятельности // Вопросы культурологии. — 2016. — № 5. — С. 29–33.

6. Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение; предисл. А. Беляева; пер. с англ. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 604 с.

7. См. например: Hall S. Resistance through Rituals: Youth Subcultures in Post-war Britain. London: Hutchinson, 1975; Hebdige D. Subculture: The Meaning of Style. London: Methuen, 1979; Ferrell J. Crimes of style: Urban graffi ti and the politics of criminality. Publisher: New York: Garland, 1993.

Статья поступила 22.01.2017 г.

Культурные заимствования — естественный процесс развития этнических и национальных культур. Интенсификация коммуникационных процессов в ХХ в. привела к тому, что даже «железный занавес» не смог препятствовать проникновению в советское пространство западных культурных образцов.

В результате различные формы проявления идеологически выверенной советской культуры периодически сталкивались с конкурентами в лице джазовой музыки, движения стиляг, рок-культуры и др. После распада СССР процессы культурного заимствования значительно интенсифицировались. Исследователи писали и продолжают писать о феномене американизации российской культуры. В рамках данной статьи мы рассмотрели процессы культурного заимствования на двух конкретных примерах — рок-культуре и хип-хоп культуре.

Наша научная гипотеза заключается в том, что функции заимствованных образцов европейской культуры в каждом конкретном случае могут быть различны. Их функциональное назначение будет зависеть от той социокультурной ситуации, в которой бытуют заимствованные образцы. И рок, и хип-хоп обладают большим потенциалом для протеста и критики. Посмотрим, является ли его наличие непременным условием его актуализации.

С данной целью будут рассмотрены небольшие периоды существования данных культур: 60-е — 80-е гг. ХХ в. для рок-культуры и 90-е гг. для хип-хоп культуры. Выбранные границы имеют следующее обоснование: так как в гипотезе нашего исследования мы связываем функции заимствованных культурных образцов с социокультурными условиями их бытования, то для анализа нам необходимы периоды относительной гомогенности социокультурной ситуации, ибо динамика условий может привести к динамике функций и возникновению неопределенности в результатах исследования. В данном случае 60-е — 80-е гг. — это временные рамки существования рока в пространстве советской культуры до отказа от советской идеологии, а 90-е гг. — время распространения хип-хопа в России в условиях переходного периода развития страны.

Для Цитирования:
Кузовенкова Юлия Александровна., Особенности освоения европейского культурного опыта: на материале рок-культуры и хип-хоп культуры. Вопросы культурологии. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: