По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.012

Особенности осуществления подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов

Аксенов И. А. канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры государственного права и управления таможенной деятельностью, Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Е-mail: il_aks@mail.ru

Статья посвящена выявлению особенностей осуществления подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов. Выявляются особенности осуществления и роль профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов. Определена роль института наставничества в таможенной сфере. Отражены особенности нормативно-правовой базы, регулирующей порядок прохождения профессиональной подготовки в таможенном деле, особенности проведения стажировок в профессиональной деятельности, роль и особенности профессиограммы в таможенном деле.

Литература:

1. Барнаева, В. А. Профессиональное развитие должностных лиц таможенных органов в системе управления кадровым составом государственной службы (на примере Самарской области) // Форум молодых ученых. — 2017. — № 3 (7). — С. 30.

2. Гринько, Н. С. О некоторых аспектах подготовки кадров для таможенных органов ДФО // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. — 2010. — № 2 (51). — С. 93.

3. Миронов, В. В. Проблемы квалификации и профессиональной переподготовки должностных лиц таможенных органов // Закон и право. — 2009. — № 3. — С. 52.

4. Поспелов, Д. А. Совершенствование системы управления персоналом в таможенных органах // Экономика и социум. — 2014. — № 4 (13). — С. 480.

5. Пынтья-Каро, Е. О. Модель профессиограммы государственного служащего // Евразийский союз ученых. — 2017. — № 9–2 (42). — С. 40.

6. Рукавицын, В. М. Воспитательно-профилактическая работа в таможенных органах Российской Федерации (на примере Курской таможни) / В.М. Рукавицын, Р. А. Рогов, В. В. Коварда // Экономика и социум. — 2016. — № 10 (29). — С. 91.

7. Суров, К. Г. Подходы к системе профессиональной подготовки и переподготовки государственных служащих // Вектор экономики. — 2017. — № 6 (12). — С. 62.

8. Шацкая, Е. А. Роль профессиограммы в процессе подготовки государственных гражданских служащих // Социология власти. — 2009. — № 7. — С. 184.

1. Barnayeva, V. A. Professional development of customs offi cials in the personnel management system of the civil service (on the example of the Samara region). Forum of Young Scientists. 2017, No. 3 (7), р. 30.

2. Grinko, N. S. On some aspects of personnel training for the customs authorities of the Far Eastern Federal District. Customs Policy of Russia in the Far East. 2010, No. 2 (51), p. 93.

3. Mironov, V. V. Problems of qualifi cation and professional retraining of customs offi cials. Law and law. 2009, No. 3, p. 52.

4. Pospelov, D. A. Improvement of the personnel management system in the customs authorities. Economy and society. 2014, No. 4 (13), р. 480.

5. Pyntya-Karo, E. O. Model of a civil servant’s professionogram. Eurasian Union of Scientists. 2017, No. 9-2 (42), р. 40.

6. Rukavitsyn, V. M. Educational and preventive work in the customs authorities of the Russian Federation (on the example of Kursk customs). V. M. Rukavitsyn, R. A. Rogov, V. V. Kovarda. Economy and society. 2016, No. 10 (29), р. 91.

7. Surov, K. G. Approaches to the system of professional training and retraining of civil servants. The vector of the economy. 2017, No. 6 (12), р. 62.

8. Shatskaya, E. A. The role of the professionogram in the process of training state civil servants. Sociology of power. 2009, No. 7, p. 184.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации являются основными направлениями профессионального развития сотрудников таможенных органов.

Профессиональная подготовка — это первоначальное обучение лиц, принятых в организацию, специальности с определенной квалификацией. Она может осуществляться в форме индивидуального, бригадного или курсового обучения.

Стоит отметить, что профессиональному обучению должностных лиц таможенных органов, впервые принятых на государственную службу, уделяется повышенное внимание из-за отсутствия трудового стажа служебной деятельности в таможенных органах [2].

В таможенных органах широко распространен институт наставничества, что предполагает закрепление за новым сотрудником наставника на срок от одного месяца до полугода. Порядок организации работы по наставничеству закреплен приказом ФТС России от 17.02.2015 № 268 «Об утверждении Положения об организации наставничества в таможенных органах Российской Федерации». Несмотря на то что это относительно новый элемент системы профессионального развития должностных лиц таможенных органов, его эффективность уже ярко заметна: молодые специалисты быстрее адаптируются к осуществлению своих полномочий; процесс получения ими профессиональных знаний и навыков стал более ускоренным [6].

Наставничество является разновидностью индивидуальной воспитательной работы с лицами, впервые принятыми на государственную гражданскую службу. Основными задачами наставничества являются: формирование социальной ответственности у лиц, впервые принятых на государственную гражданскую службу; формирование отрицательного отношения к проявлениям коррупции и иным нарушениям служебной дисциплины; оказание помощи в освоении избранной специальности.

Руководитель подразделения таможенного органа назначает наставников из числа наиболее опытных и профессионально подготовленных должностных лиц.

Профессиональная переподготовка должностных лиц таможенных органов организуется с целью освоения новых направлений сотрудниками, уже имеющими какую-либо специальность.

Для Цитирования:
Аксенов И. А., Особенности осуществления подготовки, переподготовки и повышения квалификации должностных лиц таможенных органов. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: