Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации являются основными направлениями профессионального развития сотрудников таможенных органов.
Профессиональная подготовка — это первоначальное обучение лиц, принятых в организацию, специальности с определенной квалификацией. Она может осуществляться в форме индивидуального, бригадного или курсового обучения.
Стоит отметить, что профессиональному обучению должностных лиц таможенных органов, впервые принятых на государственную службу, уделяется повышенное внимание из-за отсутствия трудового стажа служебной деятельности в таможенных органах [2].
В таможенных органах широко распространен институт наставничества, что предполагает закрепление за новым сотрудником наставника на срок от одного месяца до полугода. Порядок организации работы по наставничеству закреплен приказом ФТС России от 17.02.2015 № 268 «Об утверждении Положения об организации наставничества в таможенных органах Российской Федерации». Несмотря на то что это относительно новый элемент системы профессионального развития должностных лиц таможенных органов, его эффективность уже ярко заметна: молодые специалисты быстрее адаптируются к осуществлению своих полномочий; процесс получения ими профессиональных знаний и навыков стал более ускоренным [6].
Наставничество является разновидностью индивидуальной воспитательной работы с лицами, впервые принятыми на государственную гражданскую службу. Основными задачами наставничества являются: формирование социальной ответственности у лиц, впервые принятых на государственную гражданскую службу; формирование отрицательного отношения к проявлениям коррупции и иным нарушениям служебной дисциплины; оказание помощи в освоении избранной специальности.
Руководитель подразделения таможенного органа назначает наставников из числа наиболее опытных и профессионально подготовленных должностных лиц.
Профессиональная переподготовка должностных лиц таможенных органов организуется с целью освоения новых направлений сотрудниками, уже имеющими какую-либо специальность.