По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.048.45–058.865

Особенности организации профориентационной работы с семьями приемных детей в школе-интернате Cерпуховского округа

Джени Андреевна Халикова кейс-менеджер, социальный педагог, аспирант факультета философии и социологии, Башкирский государственный университет (г. Уфа), 142204, г. Серпухов, Московское ш., д. 49, кв. 221, Тел. 8 909 092 6174, E-mail: milli-garsij91@mail.ru

В статье рассматривается анализ результатов анкетирования приемных родителей в вопросах профориентационной работы в школе-интернате Серпуховского округа. Полученные результаты анкетирования позволят увидеть проблемы, с которыми сталкиваются приемные семьи в рамках профориентационной работы с приемными детьми.

Литература:

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве. — М.: Эксмо, 2015. — 496 c.

2. Барышников Н. В. Основы профессиональной межкультурной коммуникации. — М.: Вузовский учебник, 2017. — 192 c.

3. Богданова Т. Г., Гусейнова А. А., Назарова Н. М. Педагогика инклюзивного образования. — М.: Инфра-М, 2016. — 304 c.

4. Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология. — СПб.: Питер, 2018. — 478 c.

5. Волков Б. С. Выбираем профессию. Основы профориентации. — М.: Говорящая книга, 2015. — 171 c.

6. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: обучение трудных школьников. — М.: Academia, 2018. — 224 c.

7. Жуков Г. Н., Матросов П. Г. Общая и профессиональная педагогика. — М.: Альфа-М, 2018. — 448 c.

8. Корягина Н. А., Михайлова Е. В. Социальная психология: теория и практика. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 492 c.

9. Кроль В. М. Педагогика. — М.: Риор, 2018. — 290 c.

10. Марцинковская Т. Д. Возрастная психология. — М.: Academia, 2017. — 319 c.

11. Пигарева В. Э. Роль семьи в воспитании приемных детей // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2016. — С. 208–211 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10123/ (дата обращения: 01.05.2019).

12. Пряжникова Е. Ю., Пряжников Н. С. Профориентация. — М.: Academia, 2016. — 496 c.

13. Татаринцева Е. А. Повышение качества подготовки кандидатов в приемные родители как одно из направлений модернизации института усыновления в Российской Федерации // Юридическое образование и наука. — 2014. — № 3. — С. 36–39.

14. Фирсов М. В., Лельчицкий И. Д. Социальная педагогика. — М.: КноРус, 2017. –397 c.

15. Чичкова Т. И. Профориентационная работа в школе-интернате с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья // Образование и воспитание. — 2018. — № 1. — С. 76–78.

На сегодняшний день социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из ключевых вопросов современности. Одной из задач социализации является профессиональное самоопределение, которое направлено на оказание помощи и построение образовательно-профессионального маршрута.

Школа, семья и общественность оказывают значительное влияние на формирование ребенка как будущего активного члена социума. Более того, личность ребенка формируется под влиянием общественных отношений, в которых непосредственно протекают его жизнь и деятельность. На уровень трудовой подготовки детей значительное влияние оказывают условия семейного воспитания [2].

Роль приемных родителей в жизни приемного ребенка велика, они не заменят родных, но могут дать высокий профессиональный старт в светлое будущее. Стать опорой и поддержкой своему приемному ребенку, научить добру, почитанию взрослых, милосердию, привить любовь к братьям нашим меньшим. И наконец, заложить фундамент для строительства интеллекта, нравственности и морального облика ребенка [1].

Порой случается так, что приемные родители гордятся своей профессией и впоследствии стараются стимулировать приемных детей познакомиться с ней, а также, возможно, в дальнейшем и выбрать ее. Именно поэтому приемным родителям необходимо чаще рассказывать приемным детям о своем профессиональном труде и его общественном значении [8]. Однако недопустимо, чтобы приемные родители злоупотребляли своими субъективными отношениями к некоторым профессиям и передавали его приемным детям так как приемные родители призваны помочь приемным детям, а именно лучше понять их склонности, возможности и помочь определить их дальнейший профессиональный жизненный путь.

Одним из важнейшим звеньев в системе профориентации обучающихся в школе-интернате является работа с родителями. Приемные родители принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих приемных детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей образования представляют трудную задачу как для самих обучающихся, так и для их приемных родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям различных областей рынка труда. Не всегда приемные родители знают и объективно оценивают интересы и способности приемных детей. Желания приемных родителей и профессиональные намерения обучающихся во многом не совпадают [13, с. 36–39].

Для Цитирования:
Джени Андреевна Халикова, Особенности организации профориентационной работы с семьями приемных детей в школе-интернате Cерпуховского округа. Социальная политика и социальное партнерство. 2019;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: