На сегодняшний день социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из ключевых вопросов современности. Одной из задач социализации является профессиональное самоопределение, которое направлено на оказание помощи и построение образовательно-профессионального маршрута.
Школа, семья и общественность оказывают значительное влияние на формирование ребенка как будущего активного члена социума. Более того, личность ребенка формируется под влиянием общественных отношений, в которых непосредственно протекают его жизнь и деятельность. На уровень трудовой подготовки детей значительное влияние оказывают условия семейного воспитания [2].
Роль приемных родителей в жизни приемного ребенка велика, они не заменят родных, но могут дать высокий профессиональный старт в светлое будущее. Стать опорой и поддержкой своему приемному ребенку, научить добру, почитанию взрослых, милосердию, привить любовь к братьям нашим меньшим. И наконец, заложить фундамент для строительства интеллекта, нравственности и морального облика ребенка [1].
Порой случается так, что приемные родители гордятся своей профессией и впоследствии стараются стимулировать приемных детей познакомиться с ней, а также, возможно, в дальнейшем и выбрать ее. Именно поэтому приемным родителям необходимо чаще рассказывать приемным детям о своем профессиональном труде и его общественном значении [8]. Однако недопустимо, чтобы приемные родители злоупотребляли своими субъективными отношениями к некоторым профессиям и передавали его приемным детям так как приемные родители призваны помочь приемным детям, а именно лучше понять их склонности, возможности и помочь определить их дальнейший профессиональный жизненный путь.
Одним из важнейшим звеньев в системе профориентации обучающихся в школе-интернате является работа с родителями. Приемные родители принимают активное участие в определении жизненных и профессиональных планов своих приемных детей. Вместе с тем вопросы выбора профессии и определения путей образования представляют трудную задачу как для самих обучающихся, так и для их приемных родителей. Советы последних часто не соответствуют реальным потребностям различных областей рынка труда. Не всегда приемные родители знают и объективно оценивают интересы и способности приемных детей. Желания приемных родителей и профессиональные намерения обучающихся во многом не совпадают [13, с. 36–39].