По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.22 DOI:10.33920/med-17-2507-05

Особенности определения налогового статуса сотрудников медицинских организаций в целях исчисления налога на доходы физических лиц

Ольга Владимировна Шинкарёва канд. экон. наук, доцент Департамента экономики и управления Института экономики, управления и права, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Россия, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, к. 1, ORCID: 0000-0003-2291-3516, shinkareva_ol@mail.ru
Юлия Викторовна Евдокимова канд. филос. наук, доцент кафедры финансового менеджмента и финансового права, ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы имени Ю.М. Лужкова» (Россия, 107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28), доцент кафедры экономики, финансов и капитала факультета экономики и управления, ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» (Россия, 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 8), ORCID: 0000-0003-1721-1368, uaevdokimova@mail.ru

Исследование посвящено особенностям определения налогового резидентства при исчислении налога на доходы физических лиц (НДФЛ) по выплатам сотрудникам медицинских организаций. В настоящее время, с активным привлечением иностранных работников и развитием дистанционных форм работы, прежде всего телемедицины, данные вопросы становятся более актуальными, и ошибки бухгалтера медицинской организации в данной области приведут к применению налоговых санкций, что снизит экономическую безопасность хозяйствующего субъекта. В статье проанализировано отечественное законодательство по данной теме. Отмечено, что определение налогового статуса плательщика НДФЛ должно производиться на дату выплаты дохода и по итогам календарного года. Раскрыты особенности признания лица налоговым резидентом/нерезидентом, приведены практические примеры. Показаны риски хозяйствующего субъекта при определении статуса резидента по НДФЛ при использовании документов, подтверждающих пребывание лица на территории Российской Федерации.

Литература:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 19.06.2025).

2. О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Федеральный закон от 29.06.2015 № 160-ФЗ (ред. от 26.07.2019) [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 19.06.2025).

3. Евдокимова Ю.В., Шинкарева О.В., Плешакова М.В. Цифровизация экономики России: региональные и ведомственные аспекты. Сегодня и завтра российской экономики. 2023; 115: 93–105.

4. Телемедицина в России: спрос и предложение. Мониторинговое исследование ВЦИОМ о телемедицине [Электронный ресурс]. — URL: https://wciom.ru/analyticalreviews/analiticheskii-obzor/telemedicina-v-rossii-spros-i-predlozhenie (дата обращения: 19.06.2025).

5. Данчиков Е.А., Малых Н.И., Проданова Н.А. Налоговый контроль как составляющая государственного финансового контроля. Экономика и предпринимательство. 2017; 5-1 (82): 66–71.

6. Об утверждении формы заявления о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, формы документа, подтверждающего статус налогового резидента Российской Федерации, порядка и формата его представления в электронной форме или на бумажном носителе (ред. от 21.02.2025). Приказ ФНС России от 07.11.2017 № ММВ-7-17/837@ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 19.06.2025).

7. О налоговом статусе физических лиц. Письмо Федеральной налоговой службы от 22.05.2018 № БС-4-11/9701@ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 19.06.2025).

8. Письмо Минфина России от 19.11.2024 № 03-04-05/114636 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 19.06.2025).

9. Письмо Минфина России от 20.04.2012 № 03-04-05/6-534 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 19.06.2025).

10. Письмо Минфина России от 22.04.2015 № 03-04-05/23103 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 19.06.2025).

11. Письмо Минфина России от 23.01.2023 № 03-04-05/4644 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 19.06.2025).

12. Письмо Минфина России от 26.06.2008 № 03-04-06-01/182 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 19.06.2025).

13. Письмо Минфина России от 26.09.2012 № 03-04-05/6-1128 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 19.06.2025).

14. Письмо ФНС России от 15.10.2015 № ОА-3-17/3850@ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 19.06.2025).

15. Письмо ФНС России от 27.12.2023 № ШЮ-4-17/16342@ [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 19.06.2025).

16. Письмо ФНС России от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083 [Электронный ресурс]. — URL: www.consultant.ru (дата обращения: 19.06.2025).

17. Смирнова Е.Е. Оценка налоговых рисков, возникающих у налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц. Финансы: теория и практика. 2024; 28 (1): 64–74.

18. Шинкарева О.В. Реформирование налога на доходы физических лиц. Карельский научный журнал. 2017; 6, 4 (21): 305–308.

19. Юлгушева Л.Ш. Перспективы развития института налогового резидентства физических лиц в Российской Федерации. Журнал российского права. 2021; 25 (3): 126–137.

1. Tax Code of the Russian Federation (Part Two) of 05.08.2000 № 117-FL. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 19 June 2025).

2. On the international medical cluster and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation. Federal Law of 29.06.2015 № 160-FL (as amended 26.07.2019). [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 19 June 2025).

3. Evdokimova Yu.V., Shinkareva O.V., Pleshakova M.V. Digitalization of the Russian economy: regional and departmental aspects. Segodnja i zavtra Rossijskoj jekonomiki (Today and tomorrow of the Russian economy). 2023; 115: 93–105 (in Russian).

4. Телемедицина в России: спрос и предложение. Мониторинговое исследование ВЦИОМ о телемедицине [Electronic Resource]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/telemedicina-v-rossii-spros-i-predlozhenie Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 19 June 2025).

5. Dantchikov E.A., Malykh N.I., Prodanova N.A. Tax control as a component of state financial control. Jekonomika i predprinimatel’stvo (Economics and entrepreneurship). 2017; 5-1 (82): 66–71 (in Russian).

6. On approval of the application form for submission of a document confirming the status of a tax resident of the Russian Federation, the form of a document confirming the status of a tax resident of the Russian Federation, the procedure and format for its submission in electronic form or on paper (as amended by 21.02.2025). Order of the Federal Tax Service of Russia of 07.11.2017 № MMV-7-17/837@. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 19 June 2025).

7. On the tax status of individuals. Letter from the Federal Tax Service of 22.05.2018 № BS-4-11/9701@. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 19 June 2025).

8. Letter from the Ministry of Finance of Russia of 19.11.2024 № 03-04-05/114636. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 19 June 2025).

9. Letter from the Ministry of Finance of Russia of 20.04.2012 № 03-04-05/6-534. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 19 June 2025).

10. Letter from the Ministry of Finance of Russia of 22.04.2015 № 03-04-05/23103. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 19 June 2025).

11. Letter from the Ministry of Finance of Russia of 23.01.2023 № 03-04-05/4644. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 19 June 2025).

12. Letter from the Ministry of Finance of Russia of 26.06.2008 № 03-04-06-01/182. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 19 June 2025).

13. Letter from the Ministry of Finance of Russia of 26.09.2012 № 03-04-05/6-1128. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 19 June 2025).

14. Letter from the Federal Tax Service of Russia of 15.10.2015 № ОА-3-17/3850@. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 19 June 2025).

15. Letter from the Federal Tax Service of Russia of 27.12.2023 № ShU-4-17/16342@. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 19 June 2025).

16. Letter from the Federal Tax Service of Russia of 30.12.2015 № ZN-3-17/5083. [Electronic Resource]. Available at: URL: www.consultant.ru (accessed 19 June 2025).

17. Smirnova E.E. Assessment of tax risks arising from personal income tax agents. Finansy: teorija i praktika (Finance: Theory and Practice). 2024; 28 (1): 64–74 (in Russian).

18. Shinkareva O.V. Reforming personal income tax. Karel’skij nauchnyj zhurnal (Karelian Scientific Journal). 2017; 6, 4 (21): 305–308 (in Russian).

19. Yulgusheva L.Sh. Prospects for the development of the institute of tax residency of individuals in the Russian Federation. Zhurnal rossijskogo prava (Journal of Russian Law). 2021; 25 (3): 126–137 (in Russian).

Для исчисления налога на доходы физических лиц его налогоплательщики подразделяются на резидентов и нерезидентов [1, ст. 207], и от данного статуса зависят особенности исчисления налога. В настоящее время можно выделить тенденции, связанные с привлечением и условиями работы персонала медицинских организаций, влияющие на статус сотрудника, а следовательно, и на определение размера налога.

1. Привлечение иностранных специалистов в медицинскую сферу. В этом направлении можно отметить создание Международного медицинского кластера в Сколково, для создания и регулирования деятельности которого был принят отдельный федеральный закон [2]. Сразу по приезде сотрудник не является резидентом нашей страны, а значит, определенное время необходимо исчислять НДФЛ как нерезиденту, а через определенное время он получит статус резидента. При этом у бухгалтера могут возникнуть определенные вопросы:

• На какую дату определять налоговый статус сотрудника?

• Считаются дни прилета/вылета в/из страны как дни нахождения в России или вне ее?

• Какими документами необходимо подтверждать налоговый статус лица?

2. В связи с активным внедрением цифровизации в различные отрасли экономики [3] становится все более распространенным дистанционный формат работы. Затрагивает данное новшество и медицинские организации — отдельные сотрудники могут перейти на дистанционный формат работы, это могут быть как врачи в сфере телемедицины, так и обслуживающий персонал, например менеджеры по продажам. Отметим, что за последние пять лет спрос на услуги телемедицины постоянно растет — согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, в 2020 году доля людей, получавших дистанционную консультацию у врача по телефону или через Интернет, составляла 8%, а в 2025-м — уже 22% [4]. При таком формате работы медицинская организация самостоятельно не может определить территориальное расположение своих сотрудников, что может привести к ошибкам в определении налогового статуса, а значит, и к неверному расчету налога, что может быть выявлено в ходе последующего контроля со стороны налоговых органов [5] и приведет к финансовым потерям организации.

Для Цитирования:
Ольга Владимировна Шинкарёва, Юлия Викторовна Евдокимова, Особенности определения налогового статуса сотрудников медицинских организаций в целях исчисления налога на доходы физических лиц. Бухучет в здравоохранении. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: