Дата поступления рукописи в редакцию: 03.11.2024
Дата принятия рукописи в печать: 04.12.2024
В уголовном судопроизводстве особую роль занимает охрана прав и законных интересов несовершеннолетних участков процесса.
Любое участие несовершеннолетнего в событии, связанном с преступлением, вызывает особое психоэмоциональное воздействие на него, потому особую важность имеет разработка и внедрение механизма обеспечения прав детей с одновременным эффективным производством по делу.
Источники подобного подхода содержатся в международных актах. В частности, положения Конвенции о правах ребенка указывают на необходимость обеспечения специальной правовой защиты детям, которые в силу своей умственной и физической незрелости не могут самостоятельно обеспечивать реализацию всего спектра принадлежащих им прав.
Резолюцией ООН были приняты Руководящие принципы, касающиеся правосудия в вопросах, связанных с участием детей-жертв и свидетелей преступлений. В частности, указанные принципы содержат указания на необходимость минимизации участия ребенка в уголовном процессе, исключения их взаимодействия с виновными лицами, совершение любых процессуальных действий с ребенком только в случаях крайней необходимости, разработка способов и мер, облегчающих получение от детей показаний, использовать видеоматериалы с показаниями детей.
Отечественное законодательство восприняло названные указания частично. В частности, положения статьи 191 УПК РФ устанавливают обязательность видеозаписи следственных действий, проводимых с несовершеннолетним потерпевшим или свидетелем, а положения статьи 281 УПК РФ позволяют воспроизводить данные видеозаписи в судебном заседании без непосредственного участия ребенка в судебном разбирательстве. По ходатайству сторон в процессе может быть проведен повторных допрос данных лиц.
В доктрине уголовного права нет однозначной позиции по поводу участия несовершеннолетних в уголовном процессе. Как отмечает А.Ю. Романова, их присутствие в судебном разбирательстве необходимо. Ведь стороне защиты предоставляется право задавать вопросы потерпевшему и свидетелю для уточнения обстоятельств по делу, а, следовательно, и устранение сомнений в его виновности либо невиновности.